6 июня из уст руководителей "Газпрома" прозвучали слова, которые на Украине многие эксперты сочли прологом к новой "газовой войне". Перед XXIII Международным газовым конгрессом в Амстердаме было заявлено, что украинская сторона закачивает недостаточное количество газа в подземные хранилища. А значит, в недалеком будущем у Украины могут возникнуть проблемы с обеспечением газом, как внутреннего рынка, так и транзитных потребностей. Понятное дело, что будущее навалится на украинцев ровно с наступлением холодов, когда потребность в газе возрастет в разы.

Европейцев убеждают в ненадежности Украины как партнера, но обратная сторона медали – во все еще обоюдной газовой зависимости двух бывших республик Советского Союза. То, о чем очень не любят распространяться прокремлевские СМИ и о чем вы не услышите с "голубых экранов" якобы независимого российского телевидения. Эта досадная деталь заставляет Кремль с лихорадочной быстротой искать обходные пути для поставок российских энергоносителей за рубеж. Разрекламированные Североевропейский газопровод и "Голубой поток" из России в Турцию – звенья в большой цепи попыток диверсификации украинского маршрута.

Но проблема в том, что в обозримом будущем без украинского трафика нам никуда не деться. В 2005 году украинская газотранспортная система прокачала через себя 123 миллиарда кубометров газа из России, как для внутренних нужд, так и на экспорт. По договорам с российской стороной, в 2006 году эта цифра должна увеличиться до 131 миллиарда кубов. При этом газотранспортная система Украины даже не работает на полную мощность. Ее потенциал составляет около 160 миллиардов кубов.

Европа потребляет около 500 миллиардов кубометров в год, и каждый год ее потребности растут в среднем на 10 %. Российский газ в структуре энергопотребления европейских стран составляет 25 %. Остальной газ импортируется из Норвегии, Алжира, Турции и некоторых других стран. Новые российские газопроводы не смогут заменить собой газотранспортные сети "помаранчевого" соседа Кремля и вот почему.

В 2005 году через "Голубой поток" прошло только пять миллиардов кубометров газа. Североевропейский газопровод (СЕГ) строится под новое месторождение газа на северо-западной части Ямала с характерным названием "Русское". Разработка газовых запасов "Русского" и строительство СЕГ является дорогим удовольствием. Объявленная "Газпромом" стоимость проекта превышает пять миллиардов долларов. К 2012 году, по расчетам российских газовиков, СЕГ должен выйти на проектную мощность – 19 миллиардов кубов в год. А теперь в ход вступает простая арифметика. Давайте сложим 19 и 5. Правильно, получается всего то 24 миллиарда кубометров в далеком 2012 году в обход украинских газотранспортных сетей, которые уже в 2006 году перекачают 131 миллиард кубов. В пять раз больше.

Подземные хранилища газа или ПХГ также являются ключом к разгадке многих газовых тайн. ПХГ под "западэнским" Львовом, откуда до Берлина ближе, чем до Киева, устроены в местах отработанных месторождений газа. Всего на Украине 13 ПХГ: два на юге и целых одиннадцать на западных границах с Венгрией и Словакией. Украине повезло с природными условиями для строительства ПХГ. В России тоже есть отработанные месторождения газа и нефти, но они либо слишком удалены от потребителей, либо местные почвы не позволяют устроить там газовые хранилища. Газ движется по газопроводам постоянно, но его надо где-то сохранять до зимних пиков. Получается, в сильные холода Европе неоткуда брать российский газ, кроме как из западно-украинских ПХГ. Никакие трубопроводы по дну морей для этого дела не приспособлены.

Между тем, боевых действий на Украине ожидают уже в сентябре. Теперь главный вероятный объект наступления российского газового монополиста – газотранспортные сети Украины, работающие на импорт. Раз уж Россия зависит от украинской газовой инфраструктуры, то, согласно новой линии нашего руководства, ее надо захватить.

Обратите внимание, не все маневры российской стороны могут быть объяснены из рациональной экономической модели хозяйствования. Строительство почти бесполезных газопроводов за огромные деньги выглядит скорее символическим актом. Актом, хорошо вписывающимся в модель противостояния двух систем: одной, ориентированной на евроинтеграцию и второй, мнящей себя великой державой. Ведь проще было бы договориться с соседней славянской республикой по-хорошему. Видно, не можем, амбиции важнее.

Александр Трифонов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter