Это привело к поразительному эффекту: большинству жителей страны по-разному плохо в пределах своих территорий, но одинаково хорошо в государственных масштабах. Поэтому наше внимание концентрируется исключительно на хорошем: Путин и мировое лидерство, Медведев и социальное благоденствие, Иванов и ассиметричный ответ внешним врагам. Только это не спасает от накапливающихся региональных проблем, а в силу необычайной вертикализации власти списывать их на нерадивость местных руководителей становится все сложнее.
И на прошлой неделе Владимир Путин наконец-таки позволил себе отвлечься от глобализма мировой энергетики и призвал навести порядок в провинциях, дабы избавиться от "медвежьих углов", "живущих отдельно от планов всей России и тенденций развития современного мира". Насколько действенны подобные призывы можно судить, попытавшись разобраться в специфике одного из таких "углов", которая не лишена определенной доли мистики.
Наверняка, многие помнят легенды о короле Артуре и волшебнике Мерлине. В различных трактовках этих сказочных историй Мерлин предстает перед нами то мудрым советником, наставником короля, то зловещим колдуном, манипулирующим правителем. Но неизменно именно он является обладателем всей полнотой власти в королевстве, этаким серым кардиналом, последней инстанцией и воплощением могущества.
Возможно, для кого-то станет открытием тот факт, что и в нашей жизни есть место Мерлинам. Истинным правителям при своих номинальных королях, и чем сильнее их могущество в своем регионе, тем все меньше эти края, области и республики являются субъектами федерации, и все больше – королевствами со своими мистическими и непостижимыми для центральной власти законами.
Итак, добро пожаловать в легенды Ставропольского края, или точнее все-таки, королевства.
Сначала немного о том, откуда Мерлин питает свою силу. Естественно это практически неисчерпаемые финансовые ресурсы. Все началось с того, что Мерлин (ранее дважды судимый за мошенничество и присвоение государственного имущества) сначала выступил партнером, а потом и возглавил региональное подразделение одной из крупнейших государственных компаний. С тех пор дела у этого подразделения пошли довольно скверно, не в пример делам самого Мерлина.
Перенаправление финансовых потоков на счета подконтрольных фирм и другие нехитрые схемы позволяли состоянию Мерлина увеличиваться со скоростью нескольких миллионов долларов в месяц. Региональная компания (между прочим, стратегически важное для юга России предприятие) одно время даже балансировала на грани банкротства. Но таинственным образом, не иначе как благодаря магии денег и связей, растворялись в поданные в генпрокуратуру депутатские запросы. В скором времени деньги Мерлина стали стремительно превращаться в заводы, землю и различного рода недвижимость.
А когда пришел срок президенту объявить свою волю по поводу дальнейшей судьбы ставропольского трона, когда против действующего короля в схватке за власть выступил доблестный и практически непобедимый клан "единороссов", Мерлин проявил все свое могущество, подчинив себе, казалось бы, безнадежную ситуацию. История умалчивает, сколько денег было принесено в жертву, но смены власти не произошло, и с тех пор Мерлин безраздельный властелин этих земель.
Понятно, что сегодня основная его забота – не улучшение благосостояния жителей (по этому вопросу все претензии к номинальному главе региона), а укрепление своих позиций и извлечение выгоды из всего, что может ее приносить. Редкий серьезный проект сейчас обходится без его участия, поэтому его можно назвать главным инвестором региона. Впрочем, это вряд ли как-то соотносится с "тенденциями развития современного мира" о которых говорил недавно президент.
Еще одна сфера деятельности Мерлина – укрепление, или я бы даже сказал цементирование своей власти. С недавнего времени он стал вкладываться в муниципальные выборы. На это дело уходит немало шелестящего волшебства и сил самых лучших PR-шаманов. Но все новоиспеченные мэры очень сильно обязаны Мэрлину. И теперь даже не возникает сомнений, что когда закончится цикл обновления глав городов, во главе каждого, сколько-нибудь значимого муниципального образования, будет находиться вассал Мерлина. Заметьте – Мерлина, а не короля. Так что его абсолютной власти над этими землями в перспективе не сможет помешать даже немилость президента.
Впрочем, для большинства жителей этих мест все это действительно легенды. Во всяком случае, сфера жизни, в которую не принято вторгаться с серьезными мыслями и рассуждениями. Об этом почти не говорят и уж точно не упоминают в местной прессе. Этого как будто и нет. Задумываются над этим лишь те, кто пытается понять и объяснить истинную природу происходящего. Но таких меньшинство, в основном людям по душе придавать событиям мистические очертания.
Не думаю, что пример Ставрополья единичен. Создавшиеся сегодня в стране условия слишком уж благодатная почва для всякого рода Мерлинов. И если это так, то президент либо во всем полагается на волшебное зеркало центральных каналов и, соответственно, не в курсе истинного положения дел в регионах, либо он все знает, но в таком случае его призывы к наведению порядка в провинциях не более чем пыль в глаза. Так как слова бессильны против истинных хозяев королевств.