Одна из целей нового Жилищного Кодекса – узаконить разворовывание денег населения в жилищно-коммунальной сфере. Деньги, конечно, и раньше собирались муниципалитетом, и их разворовывали чиновники. Да и услуги либо не предоставлялись вообще, либо делались не в полном объеме. Но всегда можно было привлечь чиновников за разворовывание к уголовной ответственности. Эта проблема была решена "Единой Россией", протащившей через Госдуму новый Жилищный кодекс. Теперь появился механизм, позволяющий чиновникам класть в свой карман деньги, абсолютно законно. Чиновники стали предпринимателями из "управляющих кампаний". И если раньше у населения было право спросить за "обираловку" с мэрии, то разобраться с фирмами-однодневками гораздо сложней.

Если подсчитать, сколько у нас домов, выплачивающих за услуги ЖКХ больше миллиона рублей в год, и как много домов, выплачивающих, например, 200-300 тысяч, то становится ясно, что деньги, собираемые за эти услуги, просто огромны. И многие из должностных лиц хотели бы их получить гораздо раньше, чем даже прописано в законодательстве. Ведь потеря времени означает потерю немалых денег. Правда, Жилищный кодекс вступил в силу только с 1 марта 2005 года, а назначить "свои" управляющие кампании чиновники могли не раньше чем через год после его вступления в силу. Но это не повлияло на действия управленцев.

В Томске, например, предпринимательство началось путем незаконной передачи своим "частным кампаниям" денег, собранных для муниципального ЖКХ. Уголовной ответственности за это никто не боится – прокуратура откровенно "крышует" администрацию и не станет возбуждать уголовные дела против расхитителей. Разве что самой администрации станет кто-то из этих воров неугоден – тогда, конечно, дело будет возбуждено...

Была втихую проведена приватизация ряда ЖЭУ, и на их месте появились частные фирмы, которые возглавляли те же самые директора этих ЖЭУ. В приходивших томичам платежках указывались фактически несуществующие ЖЭУ, а их деньги передавались частным фирмам, юридически не имеющим к этому ЖЭУ никакого отношения. Например, директор ЖЭУ-2 Бидзиля Иван Васильевич стал директором ООО "Ремстройбыт", директор ЖЭУ-18 Шатов Николай Владимирович стал директором ООО "Профжилсервис", директор ЖЭУ-11 Альбеков Анатолий Григорьевич стал директором ООО "ЖЭК Жилищник" и так далее.

Недавно в присылаемых жильцам счетах-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги стали открыто указывать эти фирмы как получателей платежей. Причем эти счета-квитанции присылались в дома, которые в подавляющем большинстве случаев не назначали их своими управляющими кампаниями. Это не что иное, как жульнический способ "на халяву" получить с людей деньги. В соответствии с ч. 2 статьи 307 Гражданского кодекса никто не обязан оплачивать услуги, если не заключен договор об их оплате. Вдобавок эти фирмы выставили счета и за старые "долги", которые жильцы "должны" ЖЭУ за не предоставленные им услуги.

Администрация передала Октябрьский район города Томска на откуп ООО "УК "Управа-Сервис" и ООО "УК "Жилфонд". Своим постановлением глава объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов Ахмадуллин обязал муниципальные жилищно-эксплуатационные предприятия (МУЖЭПы) заключить договора с ООО "УК "Управа-сервис" и с ООО "УК "Жилфонд". Тем самым между жителями Октябрьского района и МУЖЭПами были поставлены частные фирмы в качестве посредников. Разумеется, эти предприятия по-прежнему должны были выполнять все работы, только неясно, за какую деятельность должны были получать деньги ООО "УК "Управа-сервис" и ООО "УК "Жилфонд".

Ахмадуллин приказал МЖЭПам Октябрьского района передать всю техническую документацию на жилые дома этим фирмам. Представьте, что будет, если эти фирмы-однодневки просто исчезнут. Четверть домов Томска останется без технической документации. А заодно глава распорядился все деньги, собираемые с населения за оплату коммунальных услуг, сосредотачивать в вышеуказанных частных фирмах. То есть все деньги, собираемые с жителей департаментом жилищно-коммунального хозяйства (ДЖКХ), открыто передаются в частные руки! Конечно, это не составляло тайны для чиновников, а вот жители по-прежнему оплачивали счета-квитанции, в которых было указано, например, "Получатель – МУЖЭП-4 через ДЖКХ". И откуда им было знать, что департамент перечисляет деньги не МУЖЭП-4, а на транзитный счет объединенной администрации, а ее главный бухгалтер преспокойно перечисляет эти деньги конторе "Рога и копыта" под названием ООО "УК "Управа-сервис"?

Фактически это уголовно наказуемое деяние, но почему-то никто из участников аферы уголовной ответственности не опасается. Вся система правоохранительных органов Томской области направлена на защиту чиновников. Правозащитник Владимир Губа отнес в областную прокуратуру заявление, в котором он просил дать правовую оценку описанным выше фактам. А в ответе было путаное перечисление положений российского и местного законодательства без реального соотнесения их с данным конкретным случаем.

Видите ли, "предусмотренная в ч. 4 статьи 161 ЖК РФ обязанность органов местного самоуправления провести открытые конкурсы по отбору управляющих кампаний может возникнуть не ранее 01 марта 2006 года. До этого момента, в силу положений этой статьи, граждане вправе на общем собрании собственников помещений самостоятельно выбрать управляющую кампанию, с которой они могут заключить договор управления многоквартирным домом. По состоянию на 15 августа 2005 года действующими на территории Октябрьского района города Томска управляющими кампаниями было заключено 2972 договора на управление многоквартирными домами... Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматриваем... В случае несогласия с принятым по Вашему обращению решением Вы вправе обжаловать его вышестоящему прокурору или в суд".

Господин Ахмадуллин, наверное, вовсе не был обязан устраивать открытый конкурс по отбору управляющих кампаний до 01 марта 2006 года, но права их назначения, тем более, без конкурса до этой даты у него не было. А он их назначил! Вдобавок передал им техническую документацию и перечислял деньги.
В Октябрьском районе живет около 100 000 человек. И из них 2 972 якобы заключили договора, но это не решение жителей всего Октябрьского района о выборе управляющих кампаний.

Механизм освобождения чиновников от уголовной ответственности томской прокуратурой прост и за много лет хорошо отработан. Прокуратура принимает заявление о совершении преступления как обычное заявление о нарушении прав граждан и предлагает потом обжаловать не устраивающий ответ в суд. Все равно в суде такой ответ обжаловать невозможно по причине отсутствия в нем конкретных положений.

Кстати, часть Ленинского района города Томска была отдана на разграбление частной кампании - ООО "Жилстройсервис". Жители столкнулись с неожиданной проблемой – их ЖЭУ куда-то исчезли, а на их месте появилось непонятно откуда взявшееся ООО "Жилстройсервис". А когда они туда обращались даже за самым пустяковым ремонтом, вроде смены проводки, им отвечали: "Мы с нуля начинаем, у нас денег нет, чтобы ремонты вам делать".

Во время судебных разбирательств выяснилось, что между объединенной администрацией Ленинского и Октябрьского округов и ООО "Жилстройсервис" 1 января 2005 года был заключен договор на управление жилищным фондом, которым весь жилой фонд Черемошки был передан ООО "Жилстройсервис". У договора отсутствует регистрационный номер (возможно, его вообще не зарегистрировали). В качестве основания указывается открытый конкурс (протокол № 6 от 18 августа 2004 г.). Вдобавок обнаружилась пара соглашений о продлении сроков договора.

Законность такого договора нулевая. Во-первых, на Черемошке немало приватизированных квартир. Их владельцы являются совладельцами своих жилых домов. Без согласия владельцев приватизированных квартир нельзя передавать дома из муниципального фонда частной фирме, поскольку при этом передается и их личная собственность. Согласия жильцов никто не спрашивал. Их даже не известили. Во-вторых, возможность передачи домов из муниципального жилого фонда частной управляющей кампании появилась только с введением в силу нового Жилищного кодекса. А 1 января 2005 года такая передача противоречила законодательству. Более того, в данном виде она не соответствовала и новому Жилищному кодексу, из-за чего договор был заключен до 1 марта 2005 года, то есть до его вступления в силу.

Ссылка на открытый конкурс смахивает на явную липу. В нем нет упоминания о других кампаниях, участвовавших в конкурсе. Наверняка не было и объявления в прессе о назначении открытого конкурса.

То же самое происходит по всей России. И пора подвести итоги для наиболее отличившихся должностных лиц в полном соответствии с Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ. До тех пор, пока мы не научимся добиваться заключения в тюрьму за преступления должностных лиц и прикрывающих их прокуроров, в России не будет никакой законности.

Сергей Зайков

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter