6 июня мэр Москвы Юрий Лужков еще раз подтвердил расхожую фразу, что "Москва – это не Россия". В то время как в остальных регионах взяли под козырек и с 15 января 2007 года либерализовали миграционное законодательство в части контроля за передвижением рабочей силы, уменьшили сроки рассмотрения документов по выдаче разрешения на работу, столица пошла своим путем. Мэр во всеуслышание заявил, что количество мигрантов из числа иностранцев в Москве надо сократить в разы, законодательство ужесточить, в Уголовный Кодекс добавить специальную статью "Незаконный ввоз на территорию РФ иностранных граждан" и ввести штрафы за предоставление жилья незаконным мигрантам.

Хотя частный случай с Москвой только подтверждает наличие системной проблемы. Наша миграционная политика характеризуется крайней непоследовательностью, потому что ее определяют не программы, разработанные экспертами в области миграционной политики, и не нормы законодательства, а громкие заявления высоких начальственных лиц. Тут можно вспомнить и поднимавшийся Путиным вопрос о "защите прав коренного населения" после событий в Кондопоге, хотя самого термина "коренное население" в российском законодательстве нет, и программу по очищению российских рынков от иностранцев, тоже после путинского заявления о "беспределе на рынках", сделанного в конце 2006 года. Сюда же можно отнести и нынешние лужковские слова о необходимости сокращения втрое иностранной рабочей силы.

Иностранная рабочая сила, пресловутые "гастарбайтеры" и мигранты уже превратились в вопрос сугубо политический. Власть на всех уровнях пытается заигрывать с ксенофобскими настроениями в обществе и желает предстать перед народом как эдакий избавитель от "понаехавших тут". Реальные потребности общества при этом не учитываются.

Предлагающаяся нам политика сокращения присутствия на московском рынке труда иностранной рабочей силы практически выполнима только в двух случаях: если местные жители смогут полностью заместить трудовых мигрантов из других стран или если таким мигрантам будут сравнительно легко натурализоваться и получить в перспективе российское гражданство. Но первый сценарий представляется для Москвы абсолютно фантастическим. Москвичи не идут работать строителями, продавцами на рынке, дорожными рабочими или дворниками. Наши граждане из других регионов также не хотят выполнять самую низко квалифицированную и мало оплачиваемую работу в столице.

Другими словами, мы обречены на трудовое замещение не престижных профессий иностранцами из стран с низкими среднедушевыми доходами. Возможно, поэтому московские власти 6 июня тактично умолчали, кем они собираются восполнять освободившиеся рабочие места. Куда проще расписать страшные наказания и штрафы за нелегальное пребывание в столице, чем попытаться отрегулировать миграционный поток.

Второй вариант только на первый взгляд кажется чем-то не выполнимым. Даже при введении драконовских мер в отношении нелегалов (кстати, московские начальники не задавались вопросом, а почему трудовые мигранты из других стран не регистрируются в срок, может быть, чиновники работают плохо), путь натурализации для иностранного работника, твердо решившего осесть на московской земле, теоретически остается открытым. Весь вопрос только в количестве тех, кто захочет сменить гражданство. Эксперты однозначно говорят, что сезонные "маятниковые" миграции, в основном, сменили "шоковый" приток русскоязычного населения из республик бывшего СССР в 90-х годах. Теперь уже и таджиков с молдаванами надо заманивать на постоянное проживание в столицу какими-то пряниками.

А не хотите "разбавлять" коренное население столицы иностранцами, так создавайте условия для их сезонной работы. Но вместо этого иностранцам рабочих специальностей посылается четкий сигнал: московские власти хотят урезать квоты и контролировать каждый шаг трудового мигранта. Получается, предлагаемая программа больше похожа на пиар и пустые разглагольствования.

Хотя лучше бы мэрия озаботилась качеством собственных управленческих кадров. Такой безобразной бюрократии, мздоимства и анархии региональный аппарат управления столицей не знал, наверное, со времен городовых. Может быть, этими дармоедами мэрия и собирается заместить освободившиеся вакансии дворников и асфальтоукладчиков? Если да, то очень хотелось бы на это посмотреть.

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter