Конечно, торговля оружием является, прежде всего, бизнесом. Но не только. Это еще и большая политика. Посмотрев на партнеров России по оружейным сделкам, можно легко себе представить направление вектора стратегических интересов страны. Сегодня нашими партнерами являются, в основном, Сирия, Иран, Корейская Народно-Демократическая Республика, Алжир и, наконец, Венесуэла. Отдельные наблюдатели убеждены, что российские оружейники также втихаря и обходными путями поставляют оружие откровенно экстремистским и террористическим режимам, в частности, палестинским боевикам. Однако ввиду недоказанности данного факта, эту гипотезу можно пока не брать в расчет.
Впрочем, и без палестинских боевиков список не внушает, мягко говоря, особого оптимизма. В День памяти и скорби даже неловко перечислять вслух, с позволения сказать, "союзничков" современной России. Рискну предположить, что 66 лет назад со многими из подобных режимов Советский Союз почти наверняка оказался бы по разные стороны баррикад.
При всем внешнем различии, у этих стран много общего. Почти все они относятся к так называемым "проблемным государствам" или даже "странам-изгоям". Лидеры этих держав находятся в явной конфронтации со странами западного мира и, прежде всего, с США. Хорошо известны резкие антиамериканские высказывания иранских, сирийских, северокорейских и венесуэльских руководителей. Цитировать их повторно нет особой нужды.
Очевидно, в последнем и заключается причина столь странного выбора "друзей", который сделала великая Россия. Именно такие партнеры нам сейчас и нужны. Дружба с париями цивилизованного мира является одним из вариантов мягкого шантажа. А объекты этого шантажа – все те же страны западного мира, с которыми Россия – и в этом ни у кого не должно быть никаких сомнений – находится в состоянии скрытой конфронтации. Тем самым российские власти как бы показывают Западу "кукиш с маслом", не меняя при этом любезного выражения лица.
Отдельное место в перечне "особо близких друзей" занимает Венесуэла. По объемам закупок российского оружия эта страна уступает лишь Алжиру. Только в 2005-2006 годах Венесуэла приобрела, в частности 24 самолета Су-30МК2V, партию зенитных комплектов ТОР-М1, 35 современных боевых вертолетов и 100 тысяч автоматов Калашникова. После этого речь зашла о возможной покупке пяти подводных лодок серии 636 и четырех 677Э "Амур". Интересно, что "Амуры" даже не поставлены еще на вооружение в российской армии.
Нельзя сказать, чтобы предыдущие сделки прошли "без сучка и без задоринки". Злобные оппоненты президента Уго Чавеса до сих пор утверждают, что огромное количество автоматов нужно руководству страны для подготовки агрессии против соседней Колумбии. Естественно, официальный Каракас с гневом отвергает подобные обвинения. Правда, мировое сообщество и так не обратило на них особого внимания. Как, впрочем, ранее не вызвали ажиотажа слухи о поставках российского оружия в Палестину и Иран. Тогда обоснованное беспокойство выразил только находящийся неподалеку Израиль. Соединенные Штаты при этом хранили сдержанное молчание.
Иная ситуация сложилась после шумного заявления о приобретении Венесуэлой российских подводных лодок. Если эта сделка будет осуществлена в действительности, то в распоряжении Каракаса окажется самый крупный подводный флот на континенте. Этот факт весьма важен, поскольку все прекрасно понимают, что подводные лодки только с очень большой натяжкой могут считаться оборонительным оружием. Это – преимущественно наступательное оружие. В свое время это доказали асы подводного флота вермахта, которые безраздельно господствовали на просторах мирового океана в начальный период Второй мировой войны. В данном случае тоже не является особым секретом, чьи суда могут стать объектами атак субмарин российского производства.
В свете сказанного нельзя исключить того, что известие о готовящейся сделке переполнило чащу терпения "друга Джорджа". Ему вряд ли понравилось то, что теперь под угрозой окажутся жизни американских моряков. По дипломатическим и иным специальным каналам российским руководителям вполне могли намекнуть, что игра зашла слишком далеко и в данных условиях подписание подобного контракта нежелательно. Даже министр обороны Венесуэлы Рауль Бадуэль спешно забрал назад свои слова и объявил, что в данный момент его страна "не планирует подобных приобретений". Понятно, что престиж страны от этого пострадал. Стало быть, в ход были пущены веские аргументы, причем на самом высоком уровне.
Если эта догадка верна, то из сказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Первый и самый печальный заключается в том, что для нашей страны, оказывается, негласно установлен некий предел для "самостоятельного маневра". В случае попытки перейти эту границу, россиянам могут указать "на место". Причем у нас пока нет реальных возможностей для "адекватного ответа". В этом случае миф о "возрожденной великой России", к сожалению, рассыпается в прах.
Зато второй вывод внушает определенный оптимизм. Особенно по душе он придется патриотам. Если высшее руководство Венесуэлы столь быстро откликнулось на просьбу российской стороны – даже в ущерб собственному имиджу – стало быть, взаимоотношения наших стран базируются на очень серьезной основе. В этом случае злополучная сделка имеет все шансы быть реализованной в том или ином виде.
Завесу секретности на днях приоткрыл сам Уго Чавес. В одном из недавних телевыступлений он признался, что Владимир Путин в 2002 году помог предотвратить государственный переворот в Венесуэле, когда оппозиция попыталась захватить власть, а сам президент на несколько дней даже оказался под арестом.
Стало быть, наш "лучший друг" оказывается элементарным должником российского президента? Фактически товарищ Чавес обязан товарищу Путину и должностью, и популярностью, и даже отчасти харизмой. Долги нужно отдавать. Что и делает Уго Чавес, посылая пафосные проклятья в адрес Америки и одновременно закачивая миллиарды долларов в российскую экономику. Обычное поведение человека, висящего на прочном и остром "крючке". Вот и все.
Только риторика о равенстве и социальной справедливости тут уже будет ни причем.
Вы можете оставить свои комментарии здесь