Пожалуй, каждый россиян ныне знает, что на страже его покоя и благополучия стоит Федеральная Служба Безопасности. Храбрые чекисты день и ночь охраняют рубежи нашей "суверенной демократии" от коварных агентов Запада, то и дело пытающихся подкрасться к трубе животворящей с ведром и открывалкой. Авторитет и известность российских спецслужб растет на глазах - вряд ли среднестатистический гражданин знает имена многих глав государственных ведомств, но одно он знает точно - директора ФСБ зовут Николай Патрушев. Бюджет ФСБ растет. Растет и численность. Причем это практически все, что рядовому гражданину, не приобщенному к государственным тайнам, позволено знать о бюджете современных чекистов - 99 процентов их бюджета идет под грифом секретно. То есть, можно примерно понять, сколько народных денег кушают Штирлицы, а вот на что именно они идут - вам знать не положено. За излишнее любопытство можно лишиться носа и прочих выступающих частей тела. Разумеется, часть информации о спецслужбах должна быть засекречена, но не 99 же процентов?

Для сравнения: доля вооруженных сил в бюджете на безопасность с каждым годом уменьшается. Уменьшается в пользу роста бюджета МВД и прочих структур, призванных следить за общественным порядком. В общем, все в полном соответствии с доктриной о стабильности, процветании и "суверенной демократии". Как известно нам из сладких уст кремлевских герольдов, коварные иностранные силы посягают на нашу суверенность. И именно поэтому надо снижать расходы на вооруженные силы. Ведь в стране у нас покой и стабильность, Путин давным-давно навел порядок. И именно поэтому год от года надо все увеличивать и увеличивать количество чекистов и милиционеров, за этим порядком следящих - а вдруг что? В общем, все логично.

Опальные правозащитники давно пугают нас "новым 37-ым", "репрессиями" и "политзаключенными". Политзаключенные действительно есть - от нацболов и до скинхедов. Однако их не много, и широкие слои населения не затрагивают никакие "репрессии", потому этим гражданам смешно и фантастично слушать о "репрессиях" - оно никак не соотносится с их реальностью. Интереснее рассмотреть рост поголовья чекистов с точки зрения социальной психологии. Рассматривая вопрос с этой точки зрения, понимаешь, что наших государственных мужей стоит скорее жалеть, чем опасаться. Очень занимательная трактовка жизни спецслужб дана у американского психолога Роберта А. Уилсона.

Очевидно, что государство (если представить его как своеобразную коллективную форму жизни) – куда более примитивный организм, нежели человек сам по себе - спецслужбы, как и положено простым организмам, размножаются почкованием. Механизм их почкования таков: допустим, путем аппаратных интриг к власти приходит некая клика - назовем ее для удобства "карликовый тиран Пу и его школьные друзья". Есть у них в подчинении некая "гэбня" - мощный механизм с огромными ресурсами, располагающих информацией, способной держать за первичные половые признаки всю действующую "элиту". Но что будет, если враги клики с помощью таких же интриг захватят контроль над "гэбней"? Непременно требуется еще одна "гэбня", которая будет следить за деятельностью первой. Однако и в нее могут пробраться враги - нужна третья, чтобы следить за второй. И так до бесконечности. Точнее, до бесконечности возможно только в виртуальном математическом мире, в мире реальном - человеческое терпение и нервы конечны. Ситуация доходит до того градуса кипения, когда каждый стучит на каждого и подозревает всякого вокруг себя. Паранойя прогрессирует, представители спецслужб начинают видеть опасность для государства в кучке диссидентов или же в "Маршах несогласных", собирающих 0.05 процента от населения многомиллионного города. Следующая стадия – зеленые человечки. И эта стадия наступает.

Это называется "тайная полиция порядка n + 1". Как с этим бороться? Можно, например, так: контролирующим органом должно быть не новое ведомство, а общество в целом, то есть, деятельность спецслужб должна быть прозрачной. Информация о ней должна быть доступна всякому гражданину (если только она не несет прямой угрозы госбезопасности), можно также устроить реалити-шоу "ФСБ под стеклом". А что, сделали же прозрачными отделения милиции на нескольких станциях московского метро? Но нет - вместо этого надо засекретить всю информацию, способствуя тем самым росту паранойи в доблестных рядах силовиков, смежных структур и общества в целом.

Далее, кроме паранойи и неподдельного страха перед безобидными диссидентами и "несогласными", спецслужбы иногда занимаются и реальной деятельностью, деятельность их заключается в сборе информации и производстве дезинформации. Дезинформировать в идеале нужно противника, а самим – отсеивать его дезинформацию. Однако в ситуации, когда все засекречено, а спецслужбы следят друг за другом – информационно-дезинформационная перестрелка протекает, в основном, друг с другом и наполняет общество невообразимым количеством информационного шума. В этой игре каждый подозревает каждого – причем весьма обосновано.

Вернемся к нашей клике (карликовому тирану Пу и его школьным друзьям). Для управления системой они должны получать достоверную информацию. Информировать их должны подчиненные. Тогда как эти подчиненные

  • страдают паранойей
  • потчуют друг друга дезинформацией
  • боятся сказать то, что разочарует хозяев и вызовет их гнев.

Очевидно, что такие подчиненные могут только дезинформировать свое руководство. Итого, получается крайне забавная вещь - хуже всех реальную ситуацию в стране представляет себе ее руководство. Такая система – это ослепленный циклоп, который всей своей немалой мощью бьется головой об стену, спотыкается, падает и ломает себе конечности. Крайняя стадия системной паранойи и самоедства называется у Роберта Уилсона принципом SNAFU - situation normal, all fucked up. Полагаю, что в России подобному более всего соответствует поговорка "пиздец подкрался незаметно, хоть виден был издалека".

Конечно, данные принципы работают не только в отношении советской и российской бюрократии - Уилсон в первую очередь писал о США, где в разгар Холодной войны тоже бурным цветом расцветала паранойя. Однако это не привело к краху США, тогда как обезумевшая советская бюрократия привела СССР к его концу. Возможно, дело в том, что в США действительно существует общественный контроль над бюрократическими институтами, гражданские права не являются пустым звуком, а спецслужбы не обладают безграничными полномочиями как в СССР и нынешней России? В итоге США выиграло Холодную войну, сыграв именно на прогрессирующей паранойе и тотальной дезинформированности дряблого советского руководства. В СССР были межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками, была авиация и военные спутники. Однако советских бюрократов запугали вусмерть сказками об американских орбитальных лазерах, гротескных и нереализуемых "звездных войнах". Элегантно подтолкнули советского слепого циклопа, заставив биться в последнем в его жизни эпилептическом припадке. Трясущееся советское государство собственноручно разобрало себя на части, и первую роль в этом сыграло КГБ, вывозившее партийные капиталы за рубеж.

Об этой роли КГБ в уничтожении Советского Союза ныне пишет и государственник Проханов на передовице своей газеты "Завтра". Однако нынешнее почкование спецслужб кажется ему "покаянием" чекистов за содеянное, кажется "возрождением государства".

Но на самом деле это последний этап на пути к новому самоуничтожению. Скоро слепой циклоп российского государства разобьет себе голову о стену своей унылой пещеры. Время запасаться попкорном.

Михаил Пожарский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter