Пока российская несистемная оппозиция выдвигала единого кандидата в президенты, в Украине, где переход из власти в оппозицию и наоборот с недавних пор стал обычной практикой политического процесса, проводились досрочные выборы в Верховную Раду. Именно к гражданам своей страны противоборствующие политические силы обратились как главному коллективному арбитру последней инстанции. Ведь после мирной революции зимы 2004 года, Украина превратилась из президентской в парламент- президентскую республику, где полномочия первого лица сильно ограничены, а основная власть сосредоточена в руках главы правительства, которое формируется парламентским большинством.

Результатом этих конституционных преобразований стало формирование по итогам выборов 2006 года коалиции на основе Партии регионов, глава которой Виктор Янукович, основной соперник Ющенко на президентских выборах-2004, возглавил кабинет министров. И вроде бы был найден консенсус, теоретически позволявший консолидировать исторически разнородные земли Украины. Но постепенно, "донецкий клан" - основным лоббистом которого выступает ПР, почувствовав вкус реванша за поражение на президентских выборах, начал нарушать и без того хрупкий баланс.

В результате, большинства ключевых постов в новом правительстве и принятого закона "О кабинете министров", прямо противоречащего некоторым статьям Конституции, "регионалам" и их союзникам по коалиции коммунистов и социалистов оказалось мало. Правящая коалиция, посулив карьерные и иные блага, начала переманивать в свои ряды депутатов из оппозиционных "Нашей Украины" и БЮТ. Таким образом, ревизия волеизъявления граждан могла лишить президента Ющенко одного из последних рычагов власти – права вето, превратив его в номинальную политическую фигуру. Ответ был адекватным: президент издал небесспорный с точки зрения права закон о роспуске Верховной Рады.

Разразившийся политический кризис из-за сильной ангажированности (причем разными лагерями) силовых ведомств, казалось, сделал неизбежным кровопролитие. И все же у политиков хватило воли и мудрости довериться избирателю. Российский "октябрь – 1993 года" в Киеве не повторился.

Когда эта статья выйдет, результаты выборов будут уже известны. Но сейчас о другом.

В самом центре Москвы, в Леонтьевском переулке, на территории Украинского посольства находился основной участок для голосования в России. Туда я и отправился. Веселые охранники дипломатической миссии, подвергнув меня формальному досмотру, охотно пустили на территорию посольства. Сразу бросились в глаза расположенные на стене здания информационные материалы. Каждому участнику избирательной гонки отводился огромный плакат, где наряду с первой пятеркой лидеров избирательного списка значились все кандидаты в депутаты. Всматриваешься в лица кандидатов и понимаешь, на сколько разнообразен политический спектр! Кроме узнаваемых политических тяжеловесов: Януковича, Луценко, Кириленко, Тимошенко – находишь тяжеловесов прошлого. Вот экс-спикер Верховной Рады Владимир Литвин пытается вернуться в большую политику, возглавляя блок своего же имени. Вглядываешься дальше – блок "Кучма", созданный экс-президентом с соратниками, правда, самого Леонида Даниловича в списке нет?! Впрочем, в другом списке – "Вольных демократов" – на третьем месте фигурирует персонаж, навсегда связанный в сознании масс с эпохой второго украинского президента – скандально известный майор его охраны Николай Мельниченко. Здесь и радикальные националисты из объединения "Свобода", ведомые бывшим соратником "оранжевых" Олегом Тягнибоком. Коммунистическая партия Украины (обновленная), явный спойлер для КПУ Петра Семоненко, тоже значится в списке 20 номинантов на места в парламент. Социалисты, зеленые, аграрии – кого там только не было... Почти все лица лидеров партий и блоков отображены на фоне цвета, символизирующих их политическую направленность. Красно-синий фон у коммунистов, синий – у кандидатов от премьерской "Партии регионов", оранжевый – у участников пропрезидентского блока "Наша Украина – народная самооборона". На вкус и цвет – все фломастеры разные. И здесь, на избирательном участке № 77, никто и не собирался убеждать украинцев в обратном. Думай, вчитывайся, выбирай.

Председатель комиссии констатировал отсутствие сколько-нибудь серьезных нарушений. Такого же мнения придерживались и другие члены комиссии. Некоторые высказывали мнение о целесообразности открытия в России дополнительных участков, потому что пять участков на Россию явно мало. Правда, из-за правовой коллизии около пятисот граждан не смогли проголосовать, так как при въезде в Россию было необходимо встать на консульский учет до 22 сентября. Недовольство граждан Украины материализовалось в нескольких жалобах на деятельность избирательной комиссии, хотя они были уж точно не по адресу.

Два наблюдателя от оппозиции сетовали на большое значение этих выборов для нынешней Украины. Один из них, россиянин украинского происхождения, говоря о болезненных процессах в стране молодой демократии сказал, что у них "невозможно себе представить ситуацию, когда под давлением сверху из списков партии вычеркивают политиков типа Володи Рыжкова, а трех процентный барьер в отличие от российских семи- благоприятно сказывается на формировании реальной многопартийности".

Избиратели же, коих за весь день пришло 797 человек в большинстве голосовали с охотой, было видно для них это не просто процедура. Люди, живущие в стране, где парламент – место для дискуссии, начинают понимать взаимосвязь демократии и качества жизни.

Мне оставалось лишь пожать плечами, потому что в России ситуация обратная. Надеюсь, что пока.

Анатолий Билянов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter