Реакционные режимы всегда с удовольствием демонстрируют населению проблемы более демократических обществ. Иногда это делается открыто, иногда в завуалированной форме. Не всякий режим, отрицающий нормы либеральной демократии, реакционен. Например, никак нельзя назвать реакционным государство Иран, представляющее собой совершенно самостоятельный идеологический полюс, альтернативный западной цивилизации. Под реакционным режимом в современном мире я понимаю такой режим, который на словах выдает себя за демократический, а на деле ведет сознательную борьбу с политическими свободами. Такое двуличие порождается, с одной стороны, колоссальным разрывом между интересами элиты и нуждами остального народа, с другой – абсолютной неспособностью этой элиты сформулировать новые идеологические принципы. Ярчайший пример реакционной системы в XXI веке – путинская Россия.

Как уже говорилось выше, реакция непременно в различной форме стремится дискредитировать демократию. Возьмем в качестве примера работу российского агитпропа. Пропагандисты путинского режима никогда не занимаются прямой, а тем более концептуальной критикой демократических ценностей. Их цель – выставить демократию в скандальном или же просто глупом виде на фоне "великодержавной" и "прагматичной" политики Кремля. При этом сам путинский режим упорно называет себя демократическим. Особое усердие кремлевские пропагандисты проявляют в критике бывших советских республик, в которых произошли так называемые "цветные" революции. Речь идет, конечно же, в первую очередь, об Украине и Грузии. Остановимся здесь подробнее на отношениях Москвы и Тбилиси, поскольку на всем постсоветском пространстве они, пожалуй, наиболее острые.

Политический конфликт между Россией и Грузией начался не с "революции роз". Его главная причина – фактическая аннексия Москвой Абхазии и Южной Осетии под видом осуществления миротворческой миссии. В России совершенно справедливо критикуют Соединенные Штаты и НАТО за отторжение от Сербии Косово, но практически полностью игнорируют тот факт, что аналогичную политику вот уже 15 лет Кремль проводит по отношению к Грузии. Нам говорят, что в Абхазии и Южной Осетии большинство населения составляют российские граждане. Сразу же возникает несколько вопросов. Во-первых, почему говоря о "большинстве населения" наши политики молчат о нескольких сотнях тысяч грузинских беженцев, покинувших свои дома, спасаясь от этнических чисток? Без них любое решение дальнейшей судьбы Абхазии и Южной Осетии будет нелегитимным. Во-вторых, на каком основании жители непризнанных республик в столь короткие сроки получили российские паспорта? Этнические русские и все остальные граждане бывшего Советского Союза, перебравшиеся в РФ, ждут получения этого паспорта годами. В третьих, насколько независимыми гражданами являются абхазы и осетины из Цхинвали? Вспомним, как беспардонно вмешивался Кремль в президентские выборы в Абхазии или как запрещали осетинам закупать мандарины у грузинских крестьян. Ясно, что независимость сепаратистских республик – фикция. Учитывая же кавказофобию, нагнетаемую в нашем обществе, очень сомнительно, что государство РФ ждет абхазов и осетин с распростертыми объятиями.

Выдача им российского гражданства была всего лишь частью плана аннексии грузинских территорий. Конкретные же судьбы людей, живущих на этих землях, в Кремле ни во что не ставят. Для российской власти они не более чем разменная монета в геополитической авантюре.

Парадоксальность и драматичность ситуации заключаются в том, что разделение Грузии вовсе не выгодно России. Расширение в регионе американского влияния, о котором день и ночь твердит пропаганда, связанно именно с, мягко говоря, непродуманными действиями Москвы. Дело в том, что, начиная с распада Советского Союза и по сегодняшний день, наша страна выступает как враждебное Грузии государство. Нет ничего удивительного в том, что Тбилиси попытался найти защиту. Обращение к Вашингтону было острой политической необходимостью, а не предательством союзнических отношений с Россией. Естественно, расчетливые Соединенные Штаты немедленно воспользовались ситуацией. Ведь территория Грузии справедливо считается ключом ко всему Кавказу. Россия допустила крупную стратегическую ошибку, поссорившись с Тбилиси из-за Абхазии и Южной Осетии. К тому же у Москвы сейчас не хватает политической воли и смелости для их присоединения.

Хотя масса возможностей и времени уже упущено, какие-то минимальные шансы исправить ситуацию еще сохраняются. Для этого нужно осуществить простые, но, видимо, невозможные для нынешней российской власти действия: честно выполнить взятые на себя обязанности миротворцев. Это значит, что российская армия должна обеспечить возвращение грузинских беженцев и не допустить нового конфликта на этой почве. Не нужно бояться возвращения людей. Народы примирялись и жили рядом друг с другом и после более длительных войн. Следствием выполнения нашими войсками миротворческой миссии было бы естественное ослабление влияния американцев.

Увы, события показывают, что в Кремле не собираются менять отношение к Грузии. Политический кризис, разразившейся в этой стране после скандальных заявлений бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили, был воспринят на "ура" российским политическим истеблишментом. Напомню, что Окруашвили обвинил действующего президента Михаила Саакашвили в коррупции и организации политических убийств. Очень вероятно, что группа, объединившаяся вокруг экс министра, готовила политический переворот. Согласитесь, вслед за обвинениями, публично выдвинутыми против Саакашвили на одном из самых популярных телеканалов, могли последовать и отставка, и даже арест президента. В этой ситуации Саакашвили имел полное право нанести упреждающий удар. Тем более Окруашвили и его сподвижники сами находились под подозрением в коррупции. Российский официоз тут же превратил этот скандал в повод для очередного обострения отношений с грузинским руководством и "разоблачения" постсоветских демократий. Это как раз типичный пример поведения реакционного режима по отношению к более либеральному.. О том, что в Грузии сегодня существует более свободное общество, чем в России, свидетельствует сам факт выступления Ираклия Окруашвили по телевидению с самыми серьезными обвинениями в адрес главы государства. Вряд ли кто-то будет доказывать, что нечто подобное сейчас возможно в нашей стране. Да, Окруашвили арестован, но его сторонники беспрепятственно проводят многочисленные митинги в центре Тбилиси, продолжают свободно работать оппозиционные телеканалы и издания. Любопытно, что наши СМИ и политики как будто забыли, что Окруашвили был как раз самым антироссийским и проамерикански настроенным представителем грузинской элиты. Исходя из сиюминутных интересов, его мгновенно превратили в борца с "диктаторским режимом" Саакашвили.

Задача прокремлевской пропаганды очевидна: народ должен думать, что политические свободы везде являются фикцией, а если они и начинают где-то реализовываться, то ничего кроме хаоса не приносят. Поэтому куда надежнее верить в план Путина. Даже если вам о нем ничего неизвестно...

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter