Марина Литвиненко написала, что дала соответствующее поручение своим адвокатам. "Только рассмотрение доказательств в открытом, независимом суде в Британии позволит выяснить истину о том, кто отравил чай полонием 1 ноября 2006 года, как это произошло и почему", - пишет вдова.
Она подчеркивает, что требует открытых слушаний "вопреки желаниям Скотленд-Ярда и министра иностранных дел Дэвида Милибэнда, которые сказали мне, что оглашение доказательств станет помехой для уголовного суда над главным подозреваемым Андреем Луговым". "Но, прождав 15 месяцев, я пришла к выводу, что Луговой, бывший агент КГБ, никогда не будет экстрадирован. Поэтому, при всем уважении, я отвергаю их доводы. Я не могу ждать еще 10 лет ради призрачного шанса, что их подход принесет свои плоды", - продолжает Марина Литвиненко.
Как и в других ее недавних заявлениях, в новом открытом письме содержится апелляция к избранному президенту Дмитрию Медведеву. В отличие от Владимира Путина, на которого была прямо возложена ответственность за отравление в заявлении от имени Литвиненко, оглашенном на следующий день после его смерти, "Дмитрий Медведев не запятнан преступлениями прежнего режима", пишет она. По ее мнению, открытые слушания могут помочь Медведеву, если он действительно хочет восстановить законность.
"У него есть власть для того, чтобы очистить Россию от людей, которые убили моего мужа, но я не уверена, есть ли у него для этого воля. Если он не осмелится, он станет заложником этих людей", подчеркивает Литвиненко. "Но если он осмелится, то ему потребуются доказательства, которые запечатаны в папках Скотленд-Ярда. Судебное дознание в Лондоне несет в себе огромные перспективы для России: оно может решить, будет ли исход дела светлым или темным", - пишет вдова.
Она также обвиняет Кремль в продолжении пропагандистской кампании, направленной, как она пишет, на то, чтобы переложить вину на других. "Должностные лица самого высокого уровня в Кремле намекают, что друзья моего мужа в Лондоне убили его, "чтобы замазать Россию", - пишет Марина Литвиненко.
Александр Литвиненко бежал в Великобританию в 2000 году и скончался в Лондоне 23 ноября 2006 года. Специалисты британского Агентства по охране здоровья утверждают, что обнаружили в его теле следы радиоактивного полония-210. Королевская прокуратура обвинила в причастности к гибели Литвиненко российского предпринимателя Андрея Лугового и потребовала его выдачи, но получила отказ, поскольку российская Конституция не допускает экстрадиции российских граждан.