Накануне президентских выборов, которые прошли 2 марта, деятельность старейшей тюменской правозащитной организации была заблокирована проверкой со стороны УФРС. Проверяющий орган довольно неожиданно затребовал у организации в кратчайшие сроки большой пакет документов, для предоставления которых пришлось приостановить свою основную деятельность. После проверки чиновники УФРС, никак не прокомментировав ее результаты, не выдав ни акт проверки, ни предупреждение, ни представление на устранение недостатков, практически сразу обратились в суд с иском о ликвидации организации. Между тем, по утверждению правозашитников, многие из выявленных недостатков стали прямым следствием той работы, которую проводило УФРС. К примеру, организация не смогла зарегистрировать в ФРС изменение своего адреса. Ей было отказано на том основании, что в незаполненных пунктах отдельных разделов не были проставлены прочерки, что было расценено как недостоверная информация.
Руководитель ОО "За права человека" Вадим Постников убежден, что неправомерными действиями УФРС нарушен целый ряд правовых принципов и норм, в том числе принципы невмешательства в деятельность организации и приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также принцип презумпции добросовестности общественной организации, закрепленный приказом Министерства юстиции. В частности, Постникова удивило намерение УФРС в ходе проверки "определить достоверность представленных сведений о создании проверяемой организации".
Проблема, на взгляд Постникова, даже не в том, что организация была создана более десяти лет назад, а в том, что, проверяя события многолетней давности, УФРС фактически проверяет себя. Ведь в случае выявления недостоверности документов, представленных десять лет назад на регистрацию, ответственность за неправомерное заключение о достоверности документов несет организация, выполняющая государственную функцию по экспертизе документов, а именно — УФРС.
Тюменские правозащитники говорят, что при проведении проверки УФРС совершило столько ошибок и нарушений законодательства, что само должно быть закрыто на этом основании. Так, по утверждению Ольги Гнездиловой — правового советника Межрегиональной правозащитной группы, УФРС совершенно точно нарушило законодательство, не выдав акт, что должно караться наказанием, адекватным тяжести содеянного. Гнездилова добавила: "Если бы мы предложили закрыть Росрегистрацию за нарушение формальной процедуры — это выглядело бы, мягко сказать, странно. Так почему же такое же точно поведение Росрегистрации в отношении организаций может считаться нормой?! Неадекватно и незаконно из-за недочетов или ошибок в бумагах или формальных процедурах закрывать организацию".
Очередное судебное заседание по данному делу назначено на 15 мая в Тюмени.