В пресс-релизе, распространенном представитель бывших менеджеров "ЮКОСа", пресс-секретарем голландской компании Yukos International Клэр Дэвидсон сказано, что итоговое решение по этому делу может быть принято уже в 2009 году.
Заседание Страсбургского суда проходило без участия сторон, решение пока не опубликовано и ожидается в течение недели. Издание отмечает, что представитель России в Страсбургском суде Георгий Матюшкин 30 января был недоступен для комментариев, а Валерий Мусин, участвовавший в деле в качестве российского судьи, от комментариев отказался.
В жалобе, поданной английским адвокатом Пирсом Гарднером, "ЮКОС" ссылается на нарушение положений Конвенции о защите прав и основных свобод, касающихся права на справедливое судебное разбирательство и защиты собственности. А одним из доводов российской стороны было заявление бывшего конкурсного управляющего Эдуарда Ребгуна о том, что после прекращения полномочий менеджмента "ЮКОСа" представлять компанию может только Ребгун. Сам "ЮКОС" был в 2006 году признан банкротом и 21 ноября 2007 года исключен из госреестра юридических лиц.
Заведующий кафедрой государственного, международного и европейского права Российской правовой академии Минюста Вадим Виноградов пояснил, что если бы суд согласился с тем, что адвокат, выступающий от имени "ЮКОСа", не имеет на это полномочий, жалоба не была бы признана приемлемой даже частично.
В пресс-релизе, подписанном Клэр Дэвидсон, утверждается, что жалобу "ЮКОСа" в Страсбургском суде поддержали "некоторые бывшие менеджеры компании, голландские и другие дочерние компании "ЮКОСа".
Кроме того, в пресс-релизе сказано, что в 2005 году экс-менеджеры "ЮКОСа" создали в Голландии два неких фонда, которые "представляют интересы всех акционеров "ЮКОСа"", и эти фонды тоже поддержали жалобу "ЮКОСа". Это, вероятно, позволило бывшему финансовому директору "ЮКОСа" Брюсу Мизамору заявить о том, что решение Страсбургского суда является "отличной новостью для всех акционеров "ЮКОСа".
Между тем эксперты сомневаются в том, что бывшие акционеры "ЮКОСа" могут претендовать в рамках этого дела на какие-либо компенсации, поскольку сами не являются заявителями жалобы, отмечает "Коммерсант". Бывший начальник правового управления "ЮКОСа" Дмитрий Гололобов, проживающий в Великобритании и имеющий акции "ЮКОСа", что только некоторые бывшие акционеры давали согласие на то, чтобы участвовать в делах "ЮКОСа": "Но это далеко не все акционеры, поэтому утверждать, что есть организации, представляющие всех бывших акционеров компании, преждевременно".
Оценить перспективы удовлетворения жалобы "ЮКОСа" юристы пока затрудняются: без полного текста решения нельзя определить, какие именно доводы компании поддержал суд и каково их значение. Впрочем, по словам Вадима Виноградова, Страсбургский суд редко признает жалобы полностью приемлемыми, а чаще использует оговорку об их частичной приемлемости, поскольку заявители приводят в своих жалобах большое число аргументов, не все из которых существенны. А практика Страсбургского суда складывается так, что жалобы, переданные для рассмотрения по существу, обычно удовлетворяются, хотя могут быть удовлетворены в еще меньшей части, чем были признаны приемлемыми.
Напомним, в мае 2005 года Мещанский суд Москвы признал бывшего главу "ЮКОСа" Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева виновными в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве в крупном размере и приговорил к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. 22 сентября Мосгорсуд подтвердил приговор, снизив при этом срок наказания до 8 лет. 15 октября Ходорковский был доставлен в исправительную колонию, которая находится в 550 километрах от Читы на окраине города Краснокаменск. Лебедев был отправлен в колонию № 3 в поселке Харп ЯНАО.
В 2006 году против Лебедева и Ходорковского было возбуждено новое уголовное дело по отмыванию денег, в рамках которого они были этапированы из колоний в Читинский СИЗО.
В рамках нового уголовного дела Генпрокуратура обвиняет Ходорковского и Лебедева в легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов с 1998-го по 2004 годы. Обвинения связаны с хищением акций, принадлежащих государству, а также с присвоением нефти и легализацией средств, вырученных от ее продажи. Ни Ходорковский, ни Лебедев свою вину не признают.