Золотое дно или Поле чудес? В сказке "Золотой ключик" есть всем известный момент, когда лиса Алиса и кот Базилио приводят Буратино на Поле чудес в стране дураков. Они уговаривают его закопать там золотые монеты, чтобы из них выросло дерево, каждый листок на котором будет золотым, и тогда все финансовые проблемы деревянного мальчика решатся. Аферисты 90-х, видимо, неплохо знали произведение Алексея Толстого, потому что подобные схемы с незначительными отклонениями претворялись в жизнь на всем постсоветском пространстве.
И такая распространенность имела далеко идущие последствия. Сегодня на сомнительные вложения соглашаются разве что уж совсем дремучие и несознательные граждане, не заставшие веселого десятилетия после распада СССР. С одной стороны, это хорошо — кошельки целее, да и мороки правоохранительным органам меньше. С другой — от подобной осторожности нелегко приходится вполне себе законопослушным бизнесменам, которым не повезло разработать схему, не знакомую остальным жителям страны.
Взять хотя бы бизнес-школу "Сколково". С одноименным инноградом путать ее не следует — здесь на подобную неразборчивость обижаются и, более того, считают, что фонд просто-напросто выехал на популярности, успехе и трудолюбии бизнес-школы. В последнем ее участникам и основателям точно не откажешь: если на месте иннограда до сих пор заросли, то школа буквально за несколько лет смогла построить суперсовременное здание, оснастить его всем необходимым, а главное — привлечь клиентов.
И чем привлечь! Торгуют здесь звучной, но до сих пор непонятной для уха среднестатистического русского обывателя аббревиатурой MBA. Эта степень (магистр бизнес-администрирования) говорит о том, что человек обладает квалификацией, достаточной для выполнения работы руководителя среднего и высшего звена.
Дипломы "Сколково" недешевы: за весь период обучения (порядка полутора лет) придется отдать от 60 до 90 тысяч евро.
Что вполне сопоставимо (если не дороже) со стоимостью обучения в аналогичных школах за рубежом. Возникает резонный вопрос: зачем же платить гигантские деньги за кота в мешке? Тем более заведению, которое существует всего пять лет. В то время как его прямые конкуренты за границей могут похвастаться не одним десятком лет стажа.
Но не все так просто. Учредители школы неоднократно заявляли о том, что ориентируются прежде всего на предпринимателей, которым хочется расширить свой кругозор. В стране дефицит успешных карьеристов, говорят в "Сколково". И вместо того чтобы привлекать таких людей из-за границы, мы стараемся научить россиян нестандартному мышлению.
Правда, данный подход не у всех вызывает одобрение. Декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергей Филонович говорит о том, что, во-первых, школа "Сколково" создана при столь мощном использовании административного ресурса, что повторить этот опыт практически нереально. Во-вторых, она функционирует пока вне открытого рынка и не как бизнес-проект, главный принцип которого — самоокупаемость. В-третьих, претензии школы на участие в глобальной конкуренции выглядят пока утопически. В чем-то эксперт прав.
На каких условиях школа получила от Сбербанка кредит в 245 миллионов долларов, так до сих пор и остается загадкой.
Другие отечественные бизнес-школы таких денег от банков добиться не могут, поэтому не без основания предполагают, что тут сработал тот самый административный ресурс.
Стоит отметить, что от прямого госфинансирования в рамках национального проекта "Образование" в "Сколково" отказались. Представители школы неоднократно заявляли, что это проект, созданный крупнейшими российскими бизнесменами без единой копейки из государственной казны. Верится в это, конечно, с трудом, особенно учитывая повышенный интерес действующего президента Дмитрия Медведева.
С другой стороны, скепсис тут уместен разве что только из-за весьма непрозрачной финансовой организации. Посмотрев на статистику выпускников, можно отметить достаточно высокие показатели их успешности и признать, что бизнес-школа — не самое плохое вложение.
Столь высоких показателей заведение добивается в основном благодаря довольно необычной методике обучения. По мнению организаторов, студенты должны принимать участие в реальных проектах и анализировать предпринимательскую деятельность в странах с быстро растущей экономикой. Поэтому в рамках полуторагодичного курса студенты отправляются на стажировку в Индию, Китай и Бразилию. А также защищают проекты в России, причем как в государственных, так и в бизнес-сферах.
Очень многие из этих проектов потом переходят в фазу стартапа, и по окончанию бизнес-школы выпускники уже имеют собственное успешное дело.
При этом конкретная отрасль не имеет значения. Одинаковым успехом пользуются дипломные работы о том, как сделать твердую древесину из мягких пород, и о том, например, как упростить процедуру анализа качества сталезаготовок.
Социальный сектор также не оставлен без внимания. Один из успешных проектов последнего времени представляет собой так называемую тревожную кнопку для пожилых людей с ограниченными моторными функциями или функциями речи. Кнопку можно встроить в телефон или специальный браслет. Если что-то случится (например, человек резко упадет — определить это поможет специальный датчик движения, встроенный в кнопку), сигнал немедленно поступит в колл-центр. Наверное, не зря создатели называют школу бизнес-инкубатором — возможно, в том числе благодаря ей в России будет создана генерация честных и продвинутых бизнесменов.
Хотя в связи с последними новостями веры в такой исход событий осталось мало. Премьер Владимир Путин (без полугода новый президент) явно не разделяет любви своего предшественника к твиттерам, фейсбукам и прочим инновациям. Для альфасамцового имиджа, который Путин усиленно демонстрирует, увлечение разного рода высокотехнологичными штучками (к которым относятся и новые бизнес-тренды) — проявление слабости.
Так что основной вопрос: настолько ли самостоятельна школа "Сколково", насколько заявляют его создатели, и протянет ли она без президентской поддержки?
Иначе может статься, что первые стартапы российской Силиконовой долины станут и последними.
Вы можете оставить свои комментарии здесь