На выборах мэра Химок, прошедших 14 октября, Евгения Чирикова и ее сторонники обнаружили огромное количество нарушений. Олег Шахов объявил, что выборы проходят до скуки тихо и спокойно. Митволь разоблачил группу "карусельщиков", а Паук снял видеоролик с пирожками.
"Ну все, хватит. — Бойкий председатель УИК в сером костюме нажал кнопку на китайском магнитофоне и остановил в середине куплета гимн России. — Голосование на участке объявляю открытым".
Сразу же после открытия голосования председатель предложил наблюдателям занять свои места в пяти метрах от столов для регистрации избирателей и КОИБов. Одна из наблюдательниц заявила, что у нее есть право проверить списки избирателей. В ответ председатель сразу же пообещал написать на нее жалобу и удалить с участка.
После недолгих переговоров со ссылками на закон "О выборах" председатель сдал позиции, но тут же предложил наблюдателям позавтракать в другой комнате. Большинство из них от завтрака отказались.
Главный оппозиционный кандидат Евгения Чирикова назначила журналистам встречу в своем штабе. Он разместился в небольшой комнате с одним окном на первом этаже многоэтажки в Новых Химках. К ней вел длинный коридор с несколькими магазинами и надписями "Живое пиво". Снаружи под окном стоял черный мотоцикл, а рядом с ним на стене была наклеена большая надпись "Штаб Чириковой".
Евгения Чирикова появилась в штабе около девяти утра и сразу же объявила о том, что на выборах обнаружены два нарушения. Первое из них вскрыли члены УИК. Накануне выборов они обнаружили у себя на участке новостройку, куда внезапно якобы вселились несколько сот жильцов. Наблюдатели попытались получить бумаги со списками избирателей, но списки им не дали. 13 октября члены УИК подали иск в суд.
Еще одно нарушение — листовки с призывами голосовать за Олега Шахова, которых в день выборов, по словам Чириковой, висеть в городе не должно. По этому поводу в штабе было сразу же составлено заявление, которое Чирикова собралась отвезти в суд.
"Настроение у нас, конечно, как вы видите, бодрое, деловое. Я надеюсь, что вы будете с нами с утра и до самого конца", — обратилась Чирикова к журналистам. "Прогнозы у нас такие, что это будут волшебные выборы со 146 процентами, и это уже чувствуется", — предупредила она.
Перед поездкой в суд Евгения Чирикова с журналистами решили проверить ситуацию на сдвоенном участке 3019 и 3020, где наблюдатели жаловались, что им "не дают вставать со стульев".
Участок, как и многие другие, находится в здании школы. Пенсионеры пили в холле чай с бутербродами, а председатель комиссии выговаривала девушке с аккредитацией от газеты "Яблоко России", что она ведет себя не как журналист.
"Вот видите, — указывала она на двух фотографов с внушительными камерами, — они — журналисты. Они ведут себя как профессионалы. А вы что делаете? Вы тут только работать мешаете".
Рабочую обстановку на участках нарушила и Евгения Чирикова. Она с десятком представителей СМИ начала выяснять, почему наблюдателям не дают свободно перемещаться по участкам. Тут же выяснилось, что утром им отказывались показывать списки избирателей и только вызов представителя прокуратуры заставил комиссию пойти на уступки.
"Вы не нарушайте закон, не препятствуйте работе наблюдателей, — обратилась Чирикова к председателю комиссии. — Наблюдатели должны работать, а чтобы работать, они должны вставать со стульев. Вы уж не запрещайте им этого, пожалуйста".
"Хорошо", — улыбаясь и с трудом сдерживая раздражение, согласилась председатель. "Спасибо!" — "И вам спасибо, Евгения Сергеевна, удачи на выборах!" — несколько двусмысленно ответила она.
После этого Евгения Чирикова двинулась дальше, а местные наблюдатели засекли признаки "карусели". Они заметили, что несколько человек один за другим подходили к одному и тому же члену УИК для регистрации, и решили проследить, куда они направятся после. Один из них, подозрительный молодой человек, вышел из школы, сфотографировал агитационный плакат Шахова и через несколько минут зашел на соседний участок номер 30018. Там он зарегистрировался как представитель газеты "Химкинская правда", сделал одну фотографию и вышел. Наблюдатели решили, что "карусельщик" заметил за собой хвост и сделал отвлекающий маневр.
В холле к ним подошел высокий бритый наголо мужчина в спортивном костюме. "Вы кто такие?" — спросил он. "А вы кто такой?" — "Я из службы опасности!"
Наблюдатели попытались обратиться за помощью к полиции, но те на диалог не отреагировали. "Да вы не бойтесь, все нормально", — успокоили они. Тогда гражданские активисты решили вернуться на исходные позиции.
"Я на самом деле негативно отношусь к Чириковой, она эколог, у нее нет опыта, и она никогда не работала в политике. Но все равно это лучше, чем Шахов. Это кандидат от оппозиции, и если Чирикова победит, то мы здесь в Химках сможем показать, как все должно работать и чего мы хотим добиться", — говорил один из наблюдателей по дороге обратно в школу. Сам он, как оказалось, живет в Химках и достаточно хорошо по московским меркам зарабатывает.
Внезапно на участке появился Олег Митволь. Его сопровождала еще большая, чем у Евгении Чириковой, группа журналистов, и работа комиссии была парализована. Олег Митволь командным голосом общался с председателем УИК по поводу нарушения прав наблюдателей.
"Уходите, дайте пройти! Мы все равно за вас голосовать не будем!" — кричали ему старушки, которые не могли дойти до столов для регистрации, но у кандидата в мэры Химок были другие планы.
Олег Митволь объявил, что в 9 утра на стадионе "Дружба" прошел тренинг для "карусельщиков". Их, по его словам, распределили в 7 групп по 30 человек и отправили работать в город. Опознавательным знаком для членов УИК стали ярко-красная обложка паспорта и желтый стикер внутри. Митволь показал цветную распечатку обложки и сообщил, что в группу карусельщиков внедрились журналисты "Ридуса" и "Новой газеты". Правда, посетовал Митволь, они "спугнули" фальсификаторов, потому что написали о своем внедрении на сайте "НГ" прямо во время тренинга.
Евгения Чирикова тем временем продолжила объезд участков. На участке 3008 она обнаружила, что книга со списками избирателей не прошита и начинается не с первой, а с 61-й страницы, что позволило бы фальсификаторам добавить к спискам около 1100 избирателей, а на сдвоенном участке 3005-3006 встретилась с кандидатом от власти Олегом Шаховым.
Олег Шахов также занимался инспекцией. Он обходил участки несколько в иной манере. После встречи с Чириковой кандидат в сопровождении телохранителей чинно вошел на другой участок, который находился в школьном спортзале.
Там его встретили благодушная комиссия и наблюдатели, которые рассказали, что никаких нарушений и провокаций на участках не было. При этом за несколько минут до визита Шахова один из них жаловался прессе на то, что его не пускают к столам для регистрации.
Олег Шахов поговорил с присутствующими и пошел к выходу. "До свидания, с праздником!" — попрощался кандидат, и члены УИК с улыбками ответили ему: "До свидания!"
На улице Шахов рассказал журналистам, что объехал больше 10 участков и практически на всех было так же спокойно.
"Более того, некоторые наблюдатели с тоской в голосе говорили, что им скучно, потому что они хотели бы выявить какое-то нарушение, но этого нет, поэтому скучают", — поделился он.
Несмотря на то что в день выборов, по словам Шахова, происшествий не было, он все-таки обвинил в организации провокаций Евгению Чирикову. "Я считаю, что надо вести достойную игру и уметь проигрывать. А сейчас искать специально провокации, специально устраивать провокации на участках... мне кажется, лучше было бы доверить дело юристам и разбираться с тем, что она увидела", — объяснил кандидат.
По его словам, жалобы от избирателей поступали в основном на то, что кто-то пытается опорочить честное имя бывшего и.о. мэра. В 4 утра перед выборами неизвестные устроили обзвон жителей Химок с призывами голосовать за Шахова. Шахов назвал это провокацией, но о личности автора звонков рассуждать не стал.
Чирикова тем временем назначила журналистам встречу возле здания городского суда. Она с командой плюсом к заявлению о незаконной агитации подготовила заявление о массовом голосовании на участке 3063.
"Наши люди заметили 3 машины, в которых было 15 человек. Они вышли, быстро проголосовали по дополнительному списку и организованно уехали. Выяснилось, что есть 81 человек, который прописан в Химках, но живет в Старбеево, и, как нам это преподнесли, из-за того что им было лениво ехать из одного конца Химок в другой конец голосовать, они занесли себя в этот дополнительный список", — рассказал руководитель штаба Чириковой Николай Ляскин. Он объяснил, что это были "карусельщики".
"Никто нам не дал проверить, что это за люди, не дали никаких данных и подтверждений того, что эти люди вычеркнуты у себя по месту прописки. Это серьезное нарушение, поэтому мы подаем в суд", — добавил он.
От суда Чирикова отправилась на участок 3017, где наблюдатели заявили об угрозах со стороны темных личностей в спортивной одежде. К ней присоединился Алексей Навальный, но даже на переговорах с такой внушительной делегацией председатель комиссии отрицал какое-либо давление на участников выборного процесса.
Когда команда Чириковой выходила с участка, у входа появились двое огромных мужчин в деловых костюмах, которые, как выяснилось, угрожали наблюдателю и защитнику Химкинского леса Алексею Дмитриеву.
— Вы кто такие? — спросила у них Евгения Чирикова.
— Мы наблюдатели, зарегистрированные в установленные законом сроки, — медленно и даже с трудом ответил один из них, но предъявлять свое направление отказался. Второй стоял перед камерами молча.
— Все это цирк, то, что здесь происходит, — объявил первый.
После того как Евгения Чирикова стала стыдить их за то, что они "маленьких обижают", мужчины объявили, что претензий к себе не принимают, поскольку они люди положительные, "не наркоманы" и занимаются спортом. "Если бы вы, такого размера, были наркоманами, это стало бы большой проблемой",— констатировал Алексей Навальный.
Они с Евгенией Чириковой, журналистами и одним из спортсменов вернулись на участок, где председатель показал им списки наблюдателей.
"Как выяснилось, это наблюдатели от Паука, например", — объявил Навальный со ступеней школы.
Местные жители, впрочем, узнали в мужчинах телохранителей председателя УИК, который в свободное от руководства выборным процессом время возглавляет местную похоронную контору. Позднее выяснилось, что Паук на этот участок наблюдателей не направлял.
"Скорее всего, после такого массового десанта это не повторится, но это дает представление о том, что происходит на других участках, потому что, когда не прибегают 30 журналистов, конечно, наблюдателям тяжело", — успокоил Алексея Дмитриева и других наблюдателей Навальный.
После участка 3017 Чирикова, Навальный и журналисты отправились на участок в химкинском квартале Свистуха. Там наблюдатели, как и в других местах, сообщили о нарушениях со стороны УИК.
"Друзья, все в Свистуху!" — объявила перед толпой журналистов Евгения Чирикова, и процессия двинулась к машинам.
В штабе Паука, который он организовал в фанатском ресторане "Спартак", сидело около десятка людей из его свиты. Они пили пиво и под гул из слов "например" и "тащемто" рассказывали друг другу байки про своего кумира. На установленных в зале телевизорах транслировались избирательные ролики с участием Сергея Троицкого, а в центре зала стоял стол, за которым Паук чуть раньше презентовал свою книгу.
Руководитель избирательного штаба объяснил, что Троицкий уехал в штаб Чириковой "передать ей пирожки". Это событие должно стать темой для нового ролика Паука вместе с презентацией "пушки для отправки гастарбатеров домой". У директора штаба совершенно неожиданно оказались данные эксит-поллов с участков, по которым Шахов оказывался лидером гонки, а второе место занимала Евгения Чирикова. Команда Троицкого рассчитывала набрать на выборах максимум 5 процентов голосов.
"Победит, конечно, Шахов, это без вариантов, — бодро объяснил он. — А мы ни на какую победу, конечно, не рассчитывали.
Мы делали шоу. Это же шоу-бизнес, например".