Не сложно догадаться, что знаменитый эпиграф Некрасова к стихотворению "Железная дорога": "Папа! кто строил эту дорогу? — Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька" является тонким тролингом. Мол, забыли баре о народе. Однако, ирония Некрасова имела еще более конкретный отсыл к одной забавной истории. Легенда гласит, что когда Николай I потребовал у Клейнмихеля список особо отличившихся строителей "чугунки", "Клейнмихель сказал, что он не может назвать таких лиц, поскольку вся тяжесть руководства по постройке и введению в эксплуатацию дороги легла на него самого".
Если эта история действительно легенда, то оно хорошо придумана и вполне дополняет облик этого милого человека. Адъютант Аракчеева (в те годы это звучало как "молодой реформатор из команды Гайдара") Клейнмихель отличался жестокостью, исполнительностью и некоторой тупостью. За восстановление Зимнего Дворца после пожара 1837 года, Петр Андреевич получил титул графа.
Если верить другому анекдоту, Клейнмихель во время строительства моста через Неву объявил выговору генералу Кербецу, изобретателю машины по забивки свай, что тот не изобрел свою чудо-технику раньше и тем самым ввел казну в расходы. Как управляющий военными поселениями и путями сообщения (Чубайс и Берия в одном флаконе), Петр Андреевич был нежно любим народом.
При Александре II граф был наконец-то отправлен в отставку, что вызвало в народе ликование, а когда недоумевающие интеллихенты спрашивали "Да что же вы так радуетесь? Ведь вам-то он, ничего не сделал? Да и видели ли Вы его хоть раз" люди отвечали: "Да и черта никто не видел, однако ж поделом ему достается".
! Орфография и стилистика автора сохранены