Экспертный совет оппозиции (ЭСО) подвел итоги конкурса "Планы восстановления конституционной законности в России". Из 35 проектов ЭСО выбрал восемь. В ходе обсуждения пришлось разбираться, зачем мирной революции "воинский блок", почему нельзя пользоваться услугами Сбербанка и чего хотят "Светлые силы".
Форум свободной России
Суть проекта — в создании инфраструктуры, а именно интернет-форума для различных видов оппозиционной и гражданской деятельности. Платформа должна обеспечить возможность координировать действия гражданских активистов. Кроме того, ФСР задуман как дискуссионная площадка, структурированная так, чтобы обсуждение отдельных вопросов не растекалось по разным веткам, а давало конкретные результаты. Именно организацию массовых конструктивных онлайн-обсуждений один из авторов ФСР Кирилл Великанов, многие годы изучающий эту область, считает самой сложной задачей.
Проект продуман так, чтобы уже на первом этапе получилась хоть и неполная, но действующая площадка. Временная версия будет иметь все функции будущей: обсуждения, голосования и взаимодействие между группами и участниками.
Проект обещает быть шире, чем "Демократия 2", и исправить некоторые недостатки этого ресурса. Кроме того, в отличие от платформы Леонида Волкова, ФСР планируется сделать абсолютно открытым. У проекта будет открытый код, он задуман как международный и общедоступный. Разработанную учеными модель впоследствии смогут взять "хоть граждане Америки, недовольные Обамой, хоть "нашисты", которые смогут ее подкрутить под себя, если захотят".
Форум свободной России на голосовании жюри ЭСО набрал наибольшее количество голосов и был признан самым проработанным. Идея создания ФСР была сформулирована еще в рамках КС. Впоследствии ее неоднократно обсуждали и за пределами совета.
Проект пока находится на стадии разработки. Команда, которая над ним трудится, состоит из 50 энтузиастов, в основном профессиональных программистов и математиков, и работает в закрытом режиме, "чтобы не только болтать". Группа ставит перед собой задачу создать "набор инструментов", которые помогут воплотить будущий ФСР. При этом политическая "начинка" остается за скобками: команда работает только над техническим оснащением и формой.
Альтернативная легитимность
С представлением этой идеи выступил один из членов ЭСО Михаил Аншаков. Как считают авторы идеи, главная проблема существующей власти — отсутствие легитимности. Сама система настолько непрозрачна, что нет никаких гарантий, что новый руководитель будет вести себя как-то иначе, нежели прежний. В таких условиях оппозиции необходимо выстроить альтернативные органы власти, считает автор проекта.
Чтобы справиться с этой проблемой, нужно, чтобы общество стало брать на себя те функции государства, которые не выполняют чиновники. Например, некоторые ТСЖ уже сейчас решают коммунальные проблемы "снизу", без помощи власти. Другой пример — самоорганизация людей перед лицом лесных пожаров. В одних сферах уже есть опробовавшие себя гражданские организации, в других их предстоит создавать.
Представленный Аншаковым проект призван стать "инкубатором гражданского общества". Хорошим подспорьем тут станет Форум свободной России. При помощи него легче будет расширять сеть гражданских организаций, клонировать их структуру. Да и рядовым активистам станет куда проще делиться опытом и налаживать межрегиональное взаимодействие.
Постепенно так можно будет не только заменить государство там, откуда оно самоустранилось, но и вытеснить этого "спрута" из тех областей, где он неэффективен.
Кампания гражданского неповиновения
Николай Бондарик, ее автор, гордо сравнивает себя с Ганди. При этом он повторяет, что одного ненасильственного неповиновения в Индии все-таки оказалось мало.
Программа Бондарика строится на идее, что власть состоит из менеджеров, заботящихся о своем финансовом благе. Все области, которые в этом смысле бесполезны, власть "отсекает". Эффективным ударом по режиму будет только одно — подрыв существующей экономической системы. "Нам чем хуже, тем лучше. Чего скрывать?" — говорит Бондарик.
Основные пункты его программы: отказ от пользования банками с государственным участием (Сбербанк, ВТБ и т. д.), отказ от оплаты налогов, бойкот Олимпиады, бойкот "Роснефти", отказ идти в армию.
При этом националист признает, что отдельные пункты "надо дорабатывать". Он подчеркивает, что следование этой программе должно быть безопасным, хотя бойкот службы в армии может обернуться уголовным преследованием. Зато неуплата некоторых налогов — вещь совершенно безопасная, полагает националист. Бондарик сам собирается игнорировать автомобильный налог и описывает случаи, когда граждане не платят его десять лет.
Бондарик предлагает сделать план гибким: пусть каждая группа игнорирует то, что может. Сам он со сторонниками рвется бойкотировать "кавказские магазинчики", но "хомячьему электорату" это не предлагает, ведь "они же все там интернационалисты".
Этот проект не обходится без критики: по мнению ряда экспертов, все банки связаны в одну систему и бойкот нескольких ни к чему не приведет.
Еще одна проблема: едва ли маленькая группа граждан сможет таким образом нанести чиновникам ощутимый удар. С нефтью тоже не все так просто: основные государственные доходы здесь идут через акцизы, а значит, отказ от использования заправок конкретного бренда едва ли что-то поменяет. Слышны предложения не платить за коммунальные услуги. Бондарик не против, но уточняет, что сначала надо определить, кто управляет домом. Если ТСЖ — его разорять ни в коем случае нельзя.
Майдан
Марк Гальперин предлагает отталкиваться от протестного костяка. Одна из его проблем — в нем много разных групп, но нет единства. По подсчетам Гальперина, в Москве три тысячи активистов, готовых регулярно участвовать в протестной жизни. Для того чтобы реализовать этот сценарий, их нужно собрать вместе.
По его мнению, когда объединятся хотя бы две-три тысячи, люди поймут, что "есть большое движение", и подтянутся. Таким образом по России, как он планирует, можно будет найти 100 000 человек, "именно активистов", а не просто "сочувствующих". Вот эта группа и должна будет в заранее назначенный день подтянуться в Москву, встать на условленном месте и уже никуда с него не сдвигаться. Это может продлиться 2– 3 дня, а может — несколько недель.
Гальперин понимает, что власть может попытаться разогнать акцию. Но на это у него заготовлен аргумент: если будет полмиллиона или миллион, разогнать не смогут чисто физически. Ведь все ОВД Москвы могут принять не больше двух тысяч человек. Кроме того, как считает активист, власти "поймут, что преступно стрелять в свой народ".
На этот раз не согласен с позицией оратора Лимонов. Его ЭСО пригласил специально как эксперта. По мнению политика, момент, когда это было возможно, упущен. "Надо было в декабре идти к Центральной избирательной комиссии", но либеральные лидеры протеста увели людей в противоположную сторону. Никто не решился и не решается взять на себя ответственность — в этом политик видит одну из главных проблем протеста. Волна протеста схлынула: остается ждать новой. В нынешней ситуации такой план утопичен.
Подготовка люстрации и выборы
Последнее место поделили два предложения. Елена Васильева считает, что уже сейчас протестному движению нужно заняться составлением списков лиц, подлежащих люстрации. Такие проекты уже запущены в Интернете. Без этого протест обернется тем же, чем и распад СССР, считает автор. Именно отсутствие люстрации, по мнению Васильевой, привело к тому, что во власть, "перекрасившись", пробрались те, кто в ней был прежде. Из-за этого же приняли "нелегитимную Конституцию" и к власти пришел Путин.
Но одних списков недостаточно. Нужно параллельно продумывать судебную реформу, формировать гражданский трибунал, определять, кто в будущем сможет войти в правительство, стать президентом переходного периода (это не должны быть политики) и т. д. Необходимо сформировать и "воинский блок" внутри оппозиции, иначе удержать власть в случае демонтажа режима не получится.
В свою очередь, группа, чью позицию представлял Кирилл Барабаш, полагает, что и от участия в выборах на данный момент отказываться нельзя. Общая идея: "Надо использовать те платформы, которые за наши деньги нам предоставляет система. Но это сложно сделать, поскольку существует информационная блокада, на оппозиционных кандидатов оказывается огромное давление". Оратор отмечает, что кандидатам не хватает прямой связи с избирателем, нет ответственности перед ними.
Эксперты ЭСО не собираются останавливаться на этих пяти пунктах. Их список будет пополняться. Уже запланирован второй конкурс проектов. Надо дорабатывать и уже существующие. В частности, Денис Билунов заметил, что избыточная агрессивная критика "других оппозиционных групп" (имеется в виду КС — прим. Каспаров.Ru) прикрывает недоработанность собственных идей. Свободным от такой критики оказался только рассказ о системе для ФСР. Пока что совет рекомендует всей оппозиции попробовать реализовать те проекты, которые предложены.
Вы можете оставить свои комментарии здесь