
Две баррикады из облитых красной краской шин встречали гостей фестиваля и на улице. К Сахаровскому центру можно было пройти только через узкий коридор между ними, так что каждый входящий должен был прислушаться к тому, как его сердце отвечает на отдаленные отзвуки революции, прежде чем познакомиться с "музами непокорных", какими их увидели современные поэты, музыканты, фотографы, художники и просто активисты. Открыло фестиваль также обращение гражданских активистов Украины, которое прочли на двух языках. Художники двух стран протянули друг другу руки для того, чтобы вместе противостоять фашизму.

Второй темой маевки стали современные российские политзаключенные. О политических судах в России пришедшим рассказали картины художников, участвовавших в проекте "Рисуем суд", Ильмиры Болотян, Радика Вильданова, Виктории Ломаско, Анны Неизвестновой, Татьяны Сушенковой, Анны Шефер.


Татьяна Сушенкова представила еще один проект, посвященный узникам совести – серию вязаных портретов политзаключенных, пришитых на одежду. По мнению художницы, в условиях, когда любые слова поддержки в адрес политзеков, власти стремятся запретить, очень важно нести информацию о них в мир любыми возможными способами.


Включение образов узников в одежду, означает, помимо прочего, что жизнь и политическая практика активистов — это не две разные непересекающиеся сферы, а нечто единое, и память о сидящих не выключается никогда. Пришедшие получили возможность символически выразить солидарность с политическими узниками в перфомансе "Мода на свободу" – желающие прямо на месте переоделись в одежду с портретами политзаключенных. В ней они вышли на улицу и прошли между двумя "баррикадами" шин. Присоединилась к ним и сестра одного из узников – Михаила Косенко Ксения.


"Первомай для активистов это почти как Новый год, только более праздничный и более боевой", — заметила одна из ведущих маевки. Свои итоги годи в разных жанрах подвели художники разных направлений и активисты. Елена Грищенко рассказала об ошибках озеленения в Москве и нарушениях законодательства в этой сфере, рассказала, как отстоять любимый кусочек леса и газон под окнами. Николай Исенко прочел несколько басен на украинском языке Павло Глазовий. Свои стихи прочел поэт возрождённых "Маяковских чтений" Борис Булгаков. Среди них были "Мы учились жить в ожидании расстрела", "Чтобы выжить", "Создатель этого мира", "На глубине", "Если вы меня слышите".

"Хлынула тьма и света не стало
будто смывая следы преступления.
сквозь помехи в эфире вспышки сигнала:
- вы и есть сопротивление.
- черная армия эпохи заката
поднимайся, верни себе улицы города
имя каждого павшего здесь солдата
встанет им слишком дорого",
— почти звуками выстрелов оглушали Сахаровский центр стихи протеста.
Свои песни "Марш китайских сектантов", "Летучий Балтиец", "Неумерший", "Президентов можно" Владимир Платоненко, позже отправившийся на социал-революционный первомай, напоследок воспев Киевский Майдан.

"Можно к Крым войти и орать,
что Украйна скоро расколется;
можно в танках дойти до Днепра;
не спасет это Януковича.
Ибо контра шагает счас
по дорогам давно протоптанным:
доходил до Волги Колчак
и Деникин до Тулы
а толку-то?", — звучали стихи и звенели струны.
Надо сказать, что на свои, уже не просто художественные, а чисто политические маевки отлучались многие собравшиеся, чтобы потом вновь вернуться в Сахаровский центр за стихами, музыкой, образами.

Не забыли на фестивале и про кино. Основные темы показа оказались теми же: "Зима, которая нас изменила" — проект "1+1" и "Вавилон 13" о Майдане, "Показное судилище" Саймона Островского о судах по "болотному делу", видеоролик перфоманса "Следы Майдана" арт-дуэта KraZa (Ольга Красуцкая и Роман Зайцев). Среди еще не названных экспозиций на маевке можно было увидеть выставки "Тюрьма и неволя", The Puppet-Show, "Мы – без одежды, власть – без совести".

Закрыл фестиваль концерт, в котором участвовали Олег Мокряков и группа "Акулы", Вяча Елисеев, "Эшелон", "Банда Махорткина", "Тегеран", Кабаре безумного Пьеро", Дмитрий Талашов и группа School Radio, "Инструкция по выживанию", Сергей Селюнин (Силя), группа "ОКСи-РОКс", И.Б.В.Ж., "Аркадий Коц".
Алексей Бачинский
Фото: Пионтковский Филипп, Алексей Бачинский
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter