26 ноября 2016 года, как и каждую четвертую субботу ноября, многонациональный народ Украины вспоминал жертв Голодомора – самого многочисленного организованного массового террора в XX веке до начала 2-й Мировой войны. Приблизительно половина жертв этого чудовищного искусственного голода пришлась на территорию УССР.
Другая часть – это жертвы на территории РСФСР, в состав которой тогда входил и совершенно обезлюдевший в результате коллективизации и голода Казахстан (тогда – российская автономия). Так получилось, что при поминовении жертв Голодомора чтут память и всех жертв сталинской коллективизации.
На территории России самые страшные удары Голодомора пришлись на тот ареал, который сейчас объявлен ЮФО, а на всех западных картах обозначался как "Казакия", и на Северный Кавказ, где до 1941 года продолжалось антикоммунистическое сопротивление.
Польская оккупация 1920 года оказалась спасением для украинцев, белорусов и евреев Восточной Польши.
Я понимаю, почему для украинцев этот день свят. Точно также, почему поляки не могут забыть Катыньские расстрелы.
Я не понимаю, почему в послеавгустовской России, многократно объявлявшей православное русское (всех трех славянских народов) крестьянство – солью земли, о миллионах жертв сталинской войны с крестьянством никак не вспоминают. Я не понимаю также, почему этого не делают бесчисленные казачьи и воинствующе-православные объединения в порядке общественной инициативы. Допустим, 30 октября – "диссидентский" день памяти жертв политрепрессий они бойкотируют, потому что в своей тупой озлобленности полагают, что в 1937 стреляли только большевиков (и по делам вору и мука), а Андропов сажал либералов и "русофобов" …
Но можно выбрать иной день. Ведь действительно погибли миллионы. Характерно, что 75 лет назад набранные в основном из крестьян красноармейцы значительно лучше сонма нынешних историков и политологов разбирались в том, какой лидер и какая власть является главным виновником из страданий, и миллионами сдавались в плен. 1,5 миллиона из них пошли в различные коллаборантские воинские формирования, и именно этот компонент параллельной гражданской войны (сравнимо было только во Франции) требует от строгих историков именовать события 22 июня 1941 – 13 мая 1945 года войной Советско-германской, а не Великой Отечественной). А 3,5 миллиона были уморены в гитлеровских лагерях. К огромному удивлению циника Сталина, именно поэтому забраковавшему в пользу "блицкрига" все тщательно отработанные первоначальные планы войны с Западом (они предусматривали на первом этапе планомерное отступление под гипотетическим натиском польско-германских войск, с опорой на мощнейшую систему укрепрайонов и партизанских баз), одержимый химерой теории расовой борьбы Гитлер не повторил умности Гинденбурга - Людендорфа 1915-18 годов и не использовал огромные территории и десятки миллионов стихийных антикоммунистов, оказавшихся в его руках в середине октября 1945 года, для борьбы со Сталиным.
Вот по этому отношению к многомиллионным жертвам соотечественников от последствий коллективизации, ставшей настоящей террористической "революцией сверху", и искусственного голода, и отличается нация западного типа, в т.ч. украинцы, от масс имперскоподданных, почитающих тирана тем больше, чем большем он забирает их жизни – строительный материал империи. Именно поэтому истинным знаком, выделяющим границы русской цивилизации, является ареал сталинолатрии.
Сейчас же я затрону уже совершенно шокирующую тему – соотношение результатов советского голода и сталинского и путинского террора от голода и репрессий при царизме.
Сталинская политика организация голода (включая целенаправленное изъятие зерна) и антикрестьянских и антиказачьих репрессий была нацелена на самые хозяйственно крепкие и психологически самостоятельные социальные группы. Это относится и к горцам Северного Кавказа и казахским кочевникам. Огромный численный перевес этнических украинцев среди жертв Голодомора объясним тем, что Сталин со времен Гражданской войны ненавидел самостоятельных украинских крестьян, очень скептически относящихся к красным, а также тем, что и в российской части Черноземья было очень многочисленное украинское население, а кубанские казаки – это потомки переселенных матушкой Екатериной запорожцев (казачья делегация в "Диканьке…" как раз и пыталась вымолить у государыни право остаться в родных пенатах).
А жертвы неурожаев времен Александра III и Николая II ("жертвы Витте") - это самые неприспособленные крестьяне, жертвы не только форсированного зернового экспорта – и в 1890-е, и в 1930-е зерно было для Российской империи нынешними углеводородами – но и того, что называют "относительное аграрное перенаселение".
Здесь рядом можно для шаткого сравнения привести удары лишений по советской служилой, преимущественно академической и инженерной интеллигенции, ставшие результатом распада социализма.
Очень сожалея о множестве обнищавших талантов, вынужденно покинувших науку, и самых сообразительных – и страну, не могу не вспомнить гигантское изобилие совершенно никчемушных и полунищих "инженегров" и "научно-вьючных" сотрудников, набитых в бесконечные ряды бетонных коробок всевозможных НИИ и КБ.
Это относится и к царским репрессиям – жандармерия прессовала преимущественно субкультуру "полуподпольных радикальных болтунов", отправка которых в сибирскую ссылку или создание необходимости бежать заграницу, безусловно, нарушала гражданские свободы, но никак не оказывала негативного влияния на прогресс науки и искусств в империи.
Достаточно сравнить роль в мировой культуре, сыгранная беглецами от Охранного отделения, где, кроме Горького и Богданова и вспомнить-то некого, с составом "философского парохода"! (Огромная еврейская эмиграция 1882-1906 годов была результатом не целенаправленной политики Двора, но последствиями какой-то мистической приверженности двух последних императоров религиозному антисемитизму, которая отлично чувствовалась и чиновниками, и монархической общественностью).
В тоже время большевистские, сталинские и андроповские репрессии уничтожали как наследие блестящей досоветской культуры и все живое в русской цивилизации, так и наиболее ценные для развития страны социокультурные группы уже советского цивилизационного этапа.
В этом же гомологическом ряду находятся путинские репрессии, буквально выкосившие несколько слоев энергичных и самостоятельных независимых предпринимателей и оставившие на поверхности деловой жизни только бизнес, паразитирующий на связях с чиновниками и силовиками, и росший только под дождем из нефтедолларов и газоевро, который даже защищать от национализации не хочется.
Приложение.
"№ 47 Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации".1*
Совершенно секретно.
I. О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации
Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путем начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств и решительно подавить попытки контрреволюционного противодействия кулачества колхозному движению крестьянских масс и признавая срочность этих мероприятий в связи с приближающейся с/х кампанией, ЦК постановляет:
В районах сплошной коллективизации провести немедленно, а в остальных районах по мере действительно массового развертывания коллективизации, следующие мероприятия:
1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемного труда в сельском хозяйстве (разделы VII и VIII Общих начал землепользования и землеустройства). Исключения из этого правила в отношении середняцких хозяйств должны регулироваться райисполкомами под руководством и контролем окрисполкома.
2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.
3. Одновременно в целях решительного подрыва влияния кулачества на отдельные прослойки бедняцко-середняцкого крестьянства и безусловного подавления всяких попыток контрреволюционного противодействия со стороны кулаков проводимым Советской властью и колхозами мероприятиям принять в отношении кулаков следующие меры:
а) первая категория — контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;
б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности СССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;
в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.
4. Количество ликвидируемых по каждой из трех категорий кулацких хозяйств должно строго дифференцироваться по районам в зависимости от фактического числа кулацких хозяйств в районе, с тем, чтобы общее число ликвидируемых хозяйств по всем основным районам составляло в среднем, примерно, 3 — 5%. Настоящее указание (3 — 5%) имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и безусловно предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств.
Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА. В отношении же кулаков, члены семей которых длительное время работают на фабриках и заводах, должен быть проявлен особо осторожный подход с выяснением положения соответствующих лиц не только в деревне, но и у соответствующих заводских организаций.
II. О высылке и расселении кулаков
В качестве мероприятий для ближайшего периода провести следующее:
1. Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категорий кулаков провести в течение ближайших четырех месяцев (февраль-май), исходя из приблизительного расчета — направить в концлагеря 60 тыс. и подвергнуть выселению в отдаленные районы 150 тыс. кулаков; озаботиться принятием всех мер к тому, чтобы к 15 апреля эти мероприятия были осуществлены в отношении, во всяком случае, не менее, чем половины указанного количества. Проведение этих мероприятий должно быть поставлено в зависимость от темпа коллективизации отдельных областей СССР и согласовано с краевыми комитетами ВКП(б).
2. Члены семей высылаемых и заключенных в концлагеря кулаков могут, при их желании и с согласия местных райисполкомов, остаться временно или постоянно в прежнем районе (округе).
3. Ориентировочно, в соответствии с данными мест, установить по областям следующее распределение заключаемых в лагеря и подлежащих высылке:
Концлагерь | Высылка | |
Средняя Волга | 3 — 4 тыс. | 8—10 тыс. |
Северный Кавказ и Дагестан | 6—8 тыс. | 20 тыс. |
Украина | 15 тыс. | 30 — 35 тыс. |
ЦЧО | 3 — 5 тыс. | 10—15 тыс. |
Нижняя Волга | 4 — 6 тыс. | 10—12 тыс. |
Белоруссия | 4 — 5 тыс. | 6 — 7 тыс. |
Урал | 4 — 5 тыс. | 10 — 15 тыс. |
Сибирь | 5 — 6 тыс. | 25 тыс. |
Казахстан | 5 — 6 тыс. | 10—15 тыс. |
В отношении остальных областей и республик аналогичную наметку поручить произвести ОГПУ по согласованию с соответствующими крайкомами и ЦК ВКП(б).
4. Высылку произвести в округа Северного края — 70 тыс. семейств, Сибири — 50 тыс. семейств, Урала — 20 — 25 тыс. семейств, Казахстана — 20 — 25 тыс. Районами высылки должны быть необжитые и малообжитые местности с использованием высылаемых на с/х работах или промыслах (лес, рыба и проч.). Высылаемые кулаки подлежат расселению в этих районах небольшими поселками, которые управляются назначаемыми комендантами.
5. Высылаемым и расселяемым кулакам при конфискации у них имущества должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода, некоторые элементарные средства производства в соответствии с характером их работы на новом месте и необходимый на первое время минимум продовольственных запасов. Денежные средства высылаемых кулаков также конфискуются с оставлением, однако, в руках кулака некоторой минимальной суммы (до 500 руб. на семью), необходимой для проезда и устройства на месте.
6. В отношении кулацких хозяйств, оставляемых на месте с отводом им новых участков вне колхозных полей, руководствоваться следующим:
а) окрисполкомами должны быть указаны места расселения с тем, чтобы поселение в отведенных районах допускалось лишь небольшими поселками, управление которыми осуществляется специальными комитетами (тройка) или уполномоченными, назначаемыми райисполкомами и утверждаемыми окр-исполкомами;
б) расселяемым кулакам этой категории средства производства оставляются в размерах, минимально необходимых для ведения хозяйства на вновь отводимых им участках;
в) на расселяемых возлагаются определенные производственные задания по сельскому хозяйству и обязательства по сдаче товарной продукции государственным и кооперативным органам;
г) окрисполкомам срочно проработать вопрос о способах использования расселяемых кулаков как рабочей силы в особых трудовых дружинах и колониях на лесоразработочных, дорожных, мелиоративных и других работах;
д) в отношении кулацких семей, выселенных за пределы районов, необходимо, в частности, иметь в виду возможность их расслоения с противопоставлением — где это возможно — отдельных элементов молодежи остальной части кулаков. При этом следует использовать такие методы, как собирание ими подписки на газеты и литературу, создание библиотек, организация общих столовых и другие культурно-бытовые мероприятия. Считать возможным в некоторых случаях привлечение отдельных групп молодежи к выполнению в порядке добровольчества тех или иных работ для местных советов, для обслуживания бедноты и т. п., а также создание особого вида производственных артелей и с/х объединений, например, в связи со строительными и мелиоративными работами, а также с облесением, корчевкой леса и т. д. Все эти мероприятия должны проводиться под строжайшим контролем местных органов власти.
7. Списки2* кулацких хозяйств (вторая категория), выселяемых в отдаленные районы, устанавливаются райисполкомами на основании решений собраний колхозников, батрацко-бедняцких собраний и утверждаются окрисполкомами. Порядок расселения остальных кулацких хозяйств (третья категория) устанавливается окрисполкомами,
III. О конфискации и распоряжении конфискованным имуществом
1. Конфискация имущества кулаков производится особоуполномоченными райисполкомов с обязательным участием сельсовета, председателей колхозов, батрацко-бедняцких групп и батрачкомов.
2. При конфискации производится точная опись и оценка конфискуемого имущества, с возложением на сельсоветы ответственности за полную сохранность конфискованного.
3. Конфискуемые у кулаков средства производства и имущество передаются риками в колхозы в качестве взноса бедняков и батраков с зачислением конфискованного в неделимый фонд колхозов с полным погашением из конфискуемого имущества причитающихся с ликвидируемого кулацкого хозяйства обязательств (долгов) государственным и кооперативным органам.
4. Колхозы, получающие землю и конфискуемое имущество, должны обеспечить полный засев передаваемой земли и сдачу государству всей товарной продукции.
5. Конфискуемые жилые кулацкие постройки используются на общественные нужды сельсоветов и колхозов или для общежития вступающих в колхоз и не имеющих собственного жилья батраков.
6. Сберкнижки и облигации госзаймов у кулаков всех трех категорий отбираются и заносятся в опись с выдачей расписки о направлении их на хранение в соответствующие органы Наркомфина. Всякая выдача выселяемым кулацким хозяйствам из взносов в сберегательные кассы, а также выдача ссуд под залог облигаций в районах сплошной коллективизации безусловно прекращаются.
7. Паи и вклады кулаков всех трех категорий в кооперативных объединениях передаются в фонд коллективизации бедноты и батрачества, а владельцы их исключаются из всех видов кооперации.
Принимая настоящие решения относительно ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации, ЦК категорически указывает, что проведение этих мероприятий должно находиться в органической связи с действительно массовым колхозным движением бедноты и середняков и являться неразрывной составной частью процесса сплошной коллективизации. ЦК решительно предостерегает против имеющихся в некоторых районах фактов подмены работы по массовой коллективизации голым раскулачиванием. Лишь в сочетании с самой широкой организацией бедноты и батрачества и при сплочении бедняцко-середняцких масс на основе коллективизации, необходимые административные меры по раскулачиванию могут привести к успешному разрешению поставленных партией задач в отношении социалистического переустройства деревни и ликвидации кулачества.
ЦК подчеркивает, что все указанные мероприятия должны быть проведены на основе максимального развертывания инициативы и активности широких колхозных, в первую очередь батрацко-бедняцких, масс и при их поддержке. Решениям о конфискации кулацкого имущества и выселении кулаков должны предшествовать постановления общего собрания членов колхоза и собрания батрачества и бедноты. Предупреждая против недооценки трудностей, связанных с осуществлением этих мероприятий и требуя от местных организаций принятия всех мер для максимально организованного их проведения, ЦК обязывает крайкомы и национальные ЦК установить не на словах, а на деле постоянное руководство за проведением настоящих решений в жизнь.
IV. Особые постановления
1. В помощь местным парторганизациям по проведению указанных выше мероприятий, ЦК постановляет мобилизовать на 4 месяца из промышленных областей (Московской, Ленинградской, Иваново-Вознесенской, Нижегородской, Харьков-Донбасс и т. д.) 2500 партийцев не ниже окружного масштаба. Мобилизованные должны выехать на места не позднее 20 февраля.
2. Предоставить ОГПУ право на время проведения этой кампании передоверять свои полномочия по внесудебному рассмотрению дел ПП ОГПУ в областях. В этих случаях рассмотрение дел производится совместно с представителями крайкомов ВКП(б) и прокуратуры.
3. На текущий бюджетный 1929/30 г. увеличить штаты ОГПУ на 800 чел. уполномоченных с отпуском потребных для этого средств для обслуживания тех административных районов, где таких уполномоченных нет. Этих 800 товарищей разрешить ОГПУ мобилизовать, прежде всего, за счет старых чекистов из запаса. Кроме того, увеличить состав войск ОГПУ на 10003* штыков и сабель (на текущий бюджетный год). РВСР передать ОГПУ соответствующее количество личного состава.
4. Предложить Совнаркому СССР в трехдневный срок рассмотреть смету необходимых расходов, связанных с проведением указанных мероприятий, сметы на расходы по выселению кулаков в отдаленные районы и сметы на организацию новых дополнительных лагерей в районах Сибири и Северного края. ОГПУ — представить эти сметы.
5. Поручить НКПС и ОГПУ в пятидневный срок разработать план необходимых железнодорожных перевозок.
6. Поручить НКТруду и ВЦСПС и вместе с тем ВСНХ и НКПС принять немедленные меры по очистке промышленных предприятий в городах от отдельных кулацких элементов (не допуская какой-либо общей кампании чистки на предприятиях), а также принять жесткие меры к дальнейшему недопущению таких элементов на производство.
7. Обязать партийные комитеты (особенно Москвы, Ленинграда, Харькова и Киева), ОГПУ и НКПросы союзных республик принять более решительные меры по борьбе в вузах и втузах с контрреволюционными группировками молодежи, связанной с кулацкими элементами в деревне.
8. Срочно пересмотреть законодательство о религиозных объединениях в духе полного исключения какой бы то ни было возможности превращения руководящих органов этих объединений (церковные советы, сектантские общины и проч.) в опорные пункты кулачества, лишенчества и вообще антисоветских элементов.
Поручить Оргбюро ЦК дать директиву по вопросу о закрытии церквей, молитвенных домов сектантов и проч. и о борьбе с религиозным и сектантским движением, в целях устранения тормозов в соваппарате, мешающих проведению в жизнь принятых подавляющей массой крестьянства решений о закрытии церквей, молитвенных домов сектантов и т. п. В этой директиве указать также на необходимость особо осторожного проведения этих мероприятий в отсталых национальных районах.
9. Вытекающие из настоящего постановления законодательные изменения поручить СНК СССР издать в пятидневный срок с тем, чтобы они были введены в действие крайисполкомами и правительствами национальных республик в районах сплошной коллективизации немедленно, а в остальных — в зависимости от темпа развития сплошной коллективизации в этих районах.
10. Срочно (в трехдневный срок) издать не подлежащий опубликованию декрет о повсеместном (а не только в районах сплошной коллективизации):
а) запрещении свободного переселения кулаков из мест своего жительства без разрешения райисполкомов под угрозой немедленной конфискации всего имущества;
б) запрещении распродажи кулаками своего имущества и инвентаря под угрозой конфискации и других репрессий.
1* Приложение № 2 к протоколу Политбюро ЦК ВКП(б) № 116, п. 36.
2* В опубликованном варианте ошибочно — описки.
3* В опубликованном варианте ошибочно — 1100.
("Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы". Том 2. Ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 126-130. Архив: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 8. Л. 64—69. Заверенная копия; Исторический архив. 1994. № 4. С. 147—152)."
! Орфография и стилистика автора сохранены