Про секретную переписку турецких властей доктор Бен-Басат говорил в Хайфе.
Это была захватывающая лекция.
Турки публикуют архивы Османской империи уже несколько лет. Само собой, не подряд, фильтруют, но материалов так много, что, видимо, решено припрятывать только наиболее власти компрометирующие. В первую очередь, можно догадаться, про геноцид армян в 1915-м. Специалисты по истории османских времён в Израиле есть. Те из них, что умеют читать турецкий, уже лет восемь не вылезают из Стамбула, ходят в Османский архив не как на работу, а на работу. Османский турецкий – это не симпатичные латинские буквочки, как на кондитерской в Анталии, а вот та страшная неразборчивая вязь, которую можно встретить на старых стенах в наших местах. Только ещё и от руки.

С начала Первой мировой вся официальная телеграфная переписка в Турции, естественно, кодированная. Что способствует лаконичности, главный документ, про который говорил доктор – телеграмма ("шифрэ") правителя Сирии Джемаль-паши в Дамаск занимает всего 17 страниц.

Бен-Басат несколько воздерживается оценивать турок. Говорит, что четыре последних года их правления пришлись на войну и наложили отпечаток на восприятие всего четырёхвекового правления. Что он подразумевает, трудно сказать, читаешь, например, Базили (очень стоит читать!), представляешь простую жизнь мирного населения даже не в бесконечно осаждаемом Акко или обстреливаемом пушками с Масличной Иерусалиме, а просто среди погромов, грабежей и поборов…

Джемаль-паша – фигура жуткая и феерическая. На нём геноцид армян 15-го года, наши арабы зовут его "Ас-Саффах" - "кровавый мясник" ("the Blood Shredder" по-английски, шредер!), он казнил здесь всех – шиитов, суннитов, друзов, маронитов, перед Яффскими воротами стояли виселицы, еврейский ишув с 60-70-ти тыс. сократился до 35-ти. Западная пресса (не немецкая и не австрийская, понятно) очень использовала образ "мясника" в пропаганде, союзники турок понимали, насколько это серьёзно (фон Папен, приписывая себе ключевую роль в бескровной сдаче Иерусалиме Алленби, использует именно эту мотивировку). В Стамбуле, видимо,нервничали, министр внутренних дел Талаат-паша слал в Дамаск "обзоры иностранной прессы" по сирийско-ливанско-палестинским делам и запрашивал объяснений. И 24-го мая 1917-го года Джемаль-паша отправляет Талаату 17-страничную "шифрэ", с подробным объяснением, что он почему делает. А доктор Бен-Басат почти через сто лет находит её в Османском архиве, переводит и докладывает о ней собравшимся в старом темплерском доме на вершине Кармеля.

Главное, нам не понять, что это всё за люди. Нормальных биографий трёх пашей, правивших Турцией сто лет назад, сами турки написать не могут – всё ещё слишком горячо, а чужакам понять то время и те головы совсем не дано. Их всех застрелили: Энвера, который родился в Стамбуле – в сорок в таджикском кишлаке. Талаата (с юга Болгарии) – в Берлине в сорок шесть. Джемаль (с греческого острова) – в пятьдесят в столице советской Грузии, рядом с республиканской Чека. Они были прожженные и неугомонные, наследили везде, воевали с басмачами, воевали против басмачей, отжимали в Бресте у Троцкого с Радеком Батуми, бежали на немецкой подлодке в Одессу, сидели в тюрьмах Латвии и Литвы, брали штурмом красный Душанбе и выбивали из Чичерина 700 тысяч золотых рублей на ведение советской пропаганды в Индии. Предавали любых союзников, а уж друг друга... И заливали кровью всё, что им понадобится, без колебаний. Омерзительные типы, из троих двое похоронены в Стамбуле на мемориальном холме под 12-метровым монументом в память героев.

Джемаль пишет Талаату, что у него всё хорошо. 17 страниц телеграммы про то, что он всё делает правильно и все им довольны. Население Газы и Яффо он выселил в интересах самого населения ("сегодня нет людей, которые считают, что решение не было верным" - куда это они подевались?). Все выселенные обеспечены пищей и топливом, живут в удобных им местах (евреи Яффо, Тель-Авива и Петах-Тиквы – в еврейских поселениях, удалённых от мест возможных обстрелов). Кому нужно правительственное обеспечение – вывезены в Хаму (это уже Сирия). Оставленное выселенными имущество охраняется властями. Крестьянам разрешено остаться, чтобы сохранить урожай, новых посадок и посевов велено не делать. Предприняты усилия по охране святых для христиан мест и ещё дополнительные усилия, в результате которых за три года войны вообще не было конфликтов между христианами! Наоборот, праздничные церемонии, которые до войны каждый год сопровождались внутрихристианскими распрями, прошли вообще без происшествий. Российские женщины - подданные враждебного государства – свободны в передвижении и работают в больницах, армии приказано обеспечить их необходимым, благодарственное письмо женщин переслано в МИД. Благодарственные письма греческого и маронитского патриархов будут пересланы завтра. Всё в порядке, надо только усилить противостояние враждебной пропаганде.

Доктор Бен-Басат говорит, что толком понять назначение телеграммы невозможно. Ясно, что Джемаль пишет то, что его оправдывает, но насколько это противоречит его реальным мотивам? Доктор не согласен с теорией, что паша особенно преследовал евреев. Прибрежные города действительно обстреливали, эвакуация мирного населения – возможный вариант решения проблемы (не знаю, где ещё так делали?). Мусульман из Газы (40 тысяч) Джемаль выселил куда брутальнее, от имущества их ничего не осталось, а вернувшиеся через полтора года в Тель-Авив евреи нашли всё на местах (Джемаль разрешил "коах нишарим" - выпускников Гимназии, оставшихся в городе, чтобы следить за домами). Есть забавное обстоятельство, может, это нас сегодня чему-то научит: арабы не расставались с Яффо на полтора года, хотя приказ касался всех, это обычно тоже приводят доказательством антиеврейского настроя паши. Что вышло? Арабам велели покинуть Яффо – они покинули Яффо. Но не уехали далеко, попрятались в окрестных полях и деревнях, и через несколько недель потихоньку, незаметно стеклись назад в город. А дисциплинированным евреям велели уехать в Тверию – они уехали в Тверию, велели в Рамле – уехали в Рамле (сначала планировали в Баальбек! – но Дизенгоф сумел договориться). Сыграло ещё роль, что арабы жили сельским трудом, им было нужнее.

Джемаль-паша действительно работал, что ли, с евреями, естественно, ему очень не хотелось чтобы снова получилось, как с армянами, в геноциде 15-го года он был объявлен главным виновником, в конце концов, и его, и адресата его пристрелили именно армянские мстители. Подозревал евреев в шпионаже, "Программу борьбы с сионизмом" представил ещё 16-го марта 1917-го года (а секретариат ЦК КПСС только 3-го октября 1957-го), так и арабов вешал сотнями, а главным инженером Дамаска поставил Гдальяу Вильбушевича, и они там вместе с будущим премьером Израиля Моше Чертоком залудили от мечети к вокзалу бульвар Джемаль-паши (сейчас, догадайтесь? – бульвар Асада). И, если высылал из страны сионистских лидеров, через пару недель дарил Ришон-Ле-Циону сколько-то тысяч дунамов. Дизенгоф в какой-то момент перебрался в Дамаск, а когда Джемаля не стало, сокрушался, что не с кем работать.

Юваль Бен-Басат - такой приятный тип лектора и мужика, неленивый флегматик, достало его всякое безграмотное кликушество, он понимает, какой шанс стамбульские бумаги дают его поколению историков, и хочет работать, не зря же османский учил. В мае в Хайфе будет конференция по теме, надо не пропустить.

Короче, с Джемалем стоит ещё покопаться. В секретном архиве российского министра иностранных дел есть сногсшибательные бумаги, про то, как он предлагал Антанте сепаратный мир с Турцией на очень небанальных условиях: Константинополь – Петербургу, а Джемаль становится правителем нового государства - азиатской Турции, состоящей из Палестины, Сирии, Ирака, Аравийского полуострова, Киликии, Армении и Курдистана. А? И правитель Джемаль – с правом передачи власти по наследству!
Узнай об этом в Стамбуле – кому бы висеть перед Яффскими воротами до всяких шифрэ?

Евгений Кобелев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены