103 года назад российская армия агонизировала среди болот Восточной Пруссии. Солженицын вообще счел катастрофу окруженных корпусов генерала Самсонова первопричиной падения монархии и большевизации страны.

Разумеется, страстотерпца Николая Александровича предупреждали о том, что итогом ввязывания во франко-германскую войну будет именно обретение им его нынешнего статуса, включая способность его бюстов мироточить.

Знаменитый меморандум Дурново, направленный императору в феврале 1914 (видел опытный сановник, чего затевается, до всякого Сараево чуял), точно расписывает, что итогом войны будет революция, а итогом революции - перехват политической инициативы самым радикальным крылом социалистов. Это, кстати, к вопросу об исторической предопределенности победы большевиков.

Но у государя почти не было выбора - он понимал, что при мирном развитии событий уже осенью 1914 года, на крайний срок, весной 1915, он станет гвардии полковником запаса, которому будет разрешено в красивой старинной шапке, сверкающей, как витрина салона Сваровски, открывать короткой речью заседания Думы, причем речь ему, как и его двоюродному брату Джорджу, будет выдавать для зачтения премьер-министр. А будет он из купцов-старообрядцев. Конечно, также будет всячески приветствоваться личное присутствие на открытие нового автозавода "Руссо-Балта" в Москве или выставки "Русский супрематизм" в Эрмитаже. Причем, приветствование будет выражаться в увеличении бюджетных ассигнований на цивильный лист...

Война спасала самодержавие (пусть и на 2,5 года). "Крымнашизм" спас путинизм, поскольку успешная антикоррупционная революция в соседней стране стала бы слишком "дурным примером" для и без того недовольных подданных.

Но надо понимать степень цены, уплачиваемой за избавление (отсрочку) от самого страшного - революции, это - война.

Великая война 1914 года. 

Мировая война 1939, спасшая сталинизм от неизбежного падения в течение ближайших нескольких лет (невиданная во всех предыдущих гитлеровских походах встреча с цветами "германских освободителей" - это очень недвусмысленное указание на настоящее народное отношение к советскому режиму).

Антиукраинская агрессия и Вторая Холодная война, сбившие протестную волну...

Однако Путин понимает, что спасенный им истеблишмент еще не понял всю стоимость выкупа у истории его пустых голов и ненасытных пастей.

Как только окончательно определилось, что и Вторая Холодная (Украинский фронт) - это очень надолго, ибо провалились надежды на Трампа, и сирийская кампания - также на долгие годы, - то Путину стало совершенно ясно, что в "гламурированном" виде, сочетающем и "область балета", и "ракеты" и "перекрытие Енисея", его режим более оставаться не может.

Постоянное неумолимое проседание экономики в сочетании с увеличением социального расслоения, от которого пытаются отвлечь военно-патриотической риторикой - это слишком знакомый и многократно пройденный странами и народам путь к революции. Последний пример того - участь СССР и протесты в Венесуэле.

Самая тонкая острота Пелевина (из "Ампир V") - это рассуждение отца главного героя, ушедшего от его матери и ставшего в романе респектабельным политологом, о том, что выход для страны - во "вменяемых элитах". Просто видно, как он, допустим, на страницах "Газеты.ру" и "Сноба.ру" или закрытого ныне приложения "Коммерсантъ-Власть", в беседах на "Дожде" непрерывно, как заклинание, взывает: придите же, придите, о, вменяемые элиты...

Дело в том, что вменяемые при путинизме появится не могут. Как только, что-то такое начинает оформляться, как тут же - дело Гуриева ("Большое дело" ЮКОСа), дело Коха, дело Белых, дело Улюкаева, дело Серебренникова, дело Алексашенко. Чубайс, Кудрин и Греф - на задворках.

Путин не может заставить бенефициаров своего режима не вывозить из страны сотни и сотни миллиардов долларов и евро, обескровливая экономику, не строить дворцы и суперъяхты, даже не позировать в ютубе без предательской белой полоски в углу стола в каюте яхты, даже не может осадить Ткачева, своими помидорными негоциями подвесившего стратегически важнейшее сближение с Эрдоганом.

Но своим беспощадным умом вождя-интуитивиста он понимает, что смириться со всем этим общество может только в атмосфере мрачного фанатизма. Устроив Серебряный век, нельзя было победить Второй рейх. А в духовном мире, созданном Эренбургом и Симоновым, Третий рейх победить было можно. При Таганке, "Современнике", ГАБТе и МХАТе, при Тарковском и Жванецком нельзя было бы выиграть Первую Холодную войну.

Брежневская концепция нейтрализовать создаваемый "буржуазной пропагандой" зловещий образ Мордора - Коммунистической России - балетом и романтическим кинематографом была отброшена. Восторжествовало иное - смердам: все, что выше пояса - паранойя, ксенофобия и интеллектуальная аскеза. Ваша "Мекка" - остатки резервуара воды 10 века (на случай осады Херсонеса), выдаваемые за баптистерий.

Не зря арест Серебренникова символически совпал с уходом Юлии Липницкой из спорта. Ах, как это было трогательно и слезоточиво, почти как у Навки в укороченной до мини концлагерной робе, откатать на Мельдониевой Зимней Олимпиаде под саунд-трек из "Списка Шиндлера" - в то время как в Киеве шли сражения с "Беркутом", а генерал Дюмин раздавал последние указания перед вторжением на Крымский полуостров. И только Шендерович напрямую напомнил про Берлинскую Олимпиаду 1936 года. Это были последние попытки "гламуризовать" путинизм.

Однако за прошедшие два года деятели культуры и даже чиновники от культуры подразмякли. Может быть, действительно решили подготовится к новой дружбе с Америкой, кою полагается ошеломлять придворным балетом. Не осознали всех реалий.

Путин же отлично знает, что когда росгвардейцев пошлют давить демонстрантов спецмашиной "Щит", они могут это делать, отстаивая от "масонов" возвращенный патриарху Исаакий, но не Большой театр, где прославляют однополость.

Только война спасает путинизм от революции. А на войне должно быть единство фронта и тыла. Культура же должна сплачивать тыл, чуть перефразировав старое определение соцреализма, в "доступной для него форме". Бородатые воины, потрясающие ржавым железом; четверть роты, остановившая гитлеровский блицкриг; грустно-романтический принц на балу...

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены