Будучи человеком неверующим, я обычно стараюсь объяснять события в политической и медийной жизни России рациональными причинами. Но наблюдая то, что происходит в публичной сфере и, особенно, в телевизоре в последние дни, невозможно обойтись без религиозной трактовки событий. Ибо реакция Кремля и его обслуги на разоблачения в связи с отравлением Скрипалей и, особенно, с предоставлением автокефалии украинскому православию больше всего похоже на экзорцизм, на поведение бесов в момент их изгнания.
То, что происходит в российском телевизоре в последние дни, в точности совпадает с обрядом экзорцизма, как его описывают в средневековых источниках. Изгоняемые бесы выкрикивают непристойности, бешено вращают глазами, пророчествуют, бьются в конвульсиях, корчатся, на их плотно стиснутых губах выступает пена.
Нечто похожее могли наблюдать зрители канала "Россия -1" 12.09.2018 во время трансляции программы "Вечер с Владимиром Соловьевым". Сначала, когда обсуждали отравление Скрипалей, произошло столкновение двух бесов: Ж. и Хинштейна, которого Соловьев поздравил с тем, что он вновь стал депутатом Госдумы. Лидер ЛДПР пришел в эфир, еще не остыв от своего общения с участниками протеста на Тверской, которые хором сообщили ему, что он "говно", а также "урод". Ж. по этому поводу включил режим одержимости и стал вопить, что власти должны были всех арестовать. "Мы внесли поправку в закон: за оскорбление представителя власти – 5 лет", - злорадно сообщил Ж. А на вопрос Соловьева, можно ли будет оскорблять всех остальных, в том числе журналистов, Ж. радостно объяснил, что журналистов можно и нужно оскорблять. "А вы ничего не можете, только заплакать и уйти".
После чего Ж. вконец распоясался, стал обвинять во всех грехах прессу, а заодно и власть. "У нас до сих пор крепостное право, но в демократической оболочке!" - вольтерьянствовал Ж. После чего принялся разоблачать российские спецслужбы. "Русских шпионов ловят у туалетов, когда они выходят и застегивают ширинки", - со знанием дела сообщил Ж. и тут же добавил: "У нас все так делают, и я так делаю!". Перейдя от деталей своего туалета к политике, Ж. выразил возмущение тем, что в России до сих пор стоят памятники Карлу Марксу и Дзержинскому.
Новоиспеченный депутат Хинштейн, естественно, не мог стерпеть нападки Ж. на своих коллег и их идола, и объявил, что "Россия может гордиться своими разведчиками и вообще нашими спецслужбами". На что Ж. вполне резонно спросил: "Почему в Лондоне полно наших беглых генералов спецслужб, а где британские генералы в Москве?". После чего перешел к персональному делу Хинштейна. "Это все ленины и троцкие воду мутили. Это все евреи. Евреи, евреи! Такие как Хинштейн", - сообщил Ж. и вызверился на Хинштейна: "Вот вы – еврей, почему в Израиль не едете?". Соловьев попытался напомнить Ж., что он той же национальности, на что Ж. в точности как в средневековых описаниях про изгоняемого беса бешено завращал глазами, заорал: "Я – русский!", и стал выплевывать ругательства в адрес Хинштейна. "Подлец! Поезжай в Израиль! Это хинштейны нам кровь портят! Тебе дали мандат за то, что ты всех сливал, людей сажал!". Хинштейн сквозь этот ор успел только сообщить Ж., что он ответит за "подлеца", Соловьев пытался всех успокоить, но поле битвы все-таки осталось за Ж., поскольку в битве бесов всегда побеждает самый злобный, крикливый и оголтелый. Завершая эту часть "Вечера" Ж. объяснил, как Россия должна ответить на разоблачения Терезы Мэй. "Мы должны провести спецоперацию. Ночью у британских берегов всплывают подводные лодки. Диверсионные операции. Чтобы там все горело. Но это не мы. Надо все делать чужими руками".
При всем отвращении к Соловьеву не могу не признать его таланта в подборе кадров "экспертов" для передач. Одна из таких кадровых находок – британский "политолог" Александр Некрасов. Не знаю, где его откопал Соловьев, но этот "эксперт" вызывает у меня приступы ностальгии. Это конец 60-х – начало 70-х годов, когда оттепель закончилась и было решено усилить контрпропаганду, придать ей массовость и добиться полного охвата. Специалистов не хватало, и на предприятия посылали долдонов-начетчиков, которые повторяли заученные тексты про "загнивание империализма", про кошмарную жизнь "простых американцев", а также французов, британцев, и прочих шведов. Сегодня, в конце второго десятилетия 21 века этот музейный экспонат выступает на главном государственном канале страны.
Говоря о причинах скандала с отравлением Скрипалей, "политолог" Некрасов сообщил: "Зарплаты здесь (в Великобритании) – просто жуть. Зарплаты здесь очень маленькие. Люди не могут выживать". Мне всегда хотелось чтобы когда российские "эксперты" несут такую чушь в эфире, на экране появлялись бы цифры, сравнивающие положение дел в России и в той же Великобритании. В данном случае, минимальная зарплата в Великобритании составляет свыше 120 тысяч рублей в месяц, в России – 11 тысяч рублей, то есть разрыв почти в 11 раз. Средняя зарплата у британцев – около 200 тысяч рублей, у россиян – 30 тысяч. Разрыв – в 6,6 раз. "Политолог" Некрасов еще долго говорил об обнищании английского народа, о бездарном управлении экономикой, о лживости британской прессы… Речь "политолога" постоянно прерывали аплодисменты в студии, а в конце Соловьев поблагодарил его "за блестящий анализ" и перешел к своему любимому предмету – к Украине.
Говорили, естественно, о грядущей автокефалии. И вот тут прямо в студии "России -1" развернулся сюжет, который многократно изображался на средневековых гравюрах, посвященных изгнанию бесов. Поскольку вся эта автокефалия и есть изгнание бесов "русского мира" из Украины.
"Мишка Денисенко предан анафеме!" - надрывался Соловьев, говоря о патриархе Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарете. – "Он не только не православный, он – не крещенный! Он – сатана!". И переходя к судьбе украинского народа, Соловьев сообщил, что "их ведет сатана!", а возвращаясь к персональному делу патриарха Филарета, компетентно пояснил: "Филарет – это бес!".
Говоря о ситуации с Киевским патриархатом, глава которого Филарет предан анафеме Московским патриархатом, есть смысл вспомнить историю знаменитых анафем. На Антиохийском соборе в 341 году анафеме был предан архиепископ Афанасий Великий, который в свою очередь предал анафеме всех прелатов, которые его отлучили от церкви. Потом они с папой Либерием отлучили друг друга от церкви. Впоследствии и Афанасий Великий и папа Либерий были причислены к лику святых. Анафеме был предан Иоанн Дамаскин, один из отцов церкви, также причисленный к лику святых. Во время великого церковного раскола 1054 года патриарх Костантинопольский Михаил Кируларий и папский легат кардинал Гумбарт обменялись анафемами, что не помешало обоим продолжить свою церковную деятельность…
Изгнание бесов "русского мира" из Украины и из других стран не может не сопровождаться отчаянным сопротивлением бесов. Экзорцизм вообще – крайне неприятная и малоэстетическая процедура. А если вернуться из мира религиозных метафор в реальность, то следует признать, что процесс гибели российской империи, который начался в 1917 году, а затем продолжился в 1991-м, займет еще некоторое время и будет, скорее всего, весьма болезненным. Но у человечества нет другой альтернативы, кроме избавления от этого крайне опасного анахронизма.
! Орфография и стилистика автора сохранены