В мире не утихают споры о том, какая модель государства лучше. Диктатура, способная быстро мобилизоваться, или демократия с ее постоянными спорами, медлительностью и компромиссами. На первый взгляд, конечно же диктатура. Но наблюдаемая нами действительность упорно твердит обратное.

Должность диктатора впервые появилась в Древнем Риме. Диктатор назначался на пол года во время войн и гражданских смут. Изданные им законы сразу же приводились в действие, а на приговор нельзя было подать апелляцию. Единственное, чего не мог диктатор - распоряжаться жизнями граждан.

Изначально в слове "диктатор" не было ничего ругательного. Но потом оказалось, что диктаторы не хотят через полгода уходить. Назначают себе начальника конницы и стремятся остаться у власти. Поэтому через пятьсот лет, уже после смерти Цезаря, в Риме был издан закон, запрещающий диктатуру.

Мы не будем ждать пятьсот лет, а посмотрим на современные страны. В ряде случаев диктатуры могут быть эффективными при продаже ресурсов демократиям или при заимствовании выгодных им демократических институций. Но в вопросах создания эффективных институций почему-то впереди демократии.

Этот парадокс объясняет гипотеза Карла Поланьи: "Выигрывает тот, кому удалось синхронизировать темп изменений с темпом приспособления к ним. Если темп изменений низкий, вы отстаете. Если темп изменений слишком высокий, а темп приспособления низкий, то у вас происходит революция или иные катаклизмы."

С виду медлительные демократические процедуры позволяют синхронизировать темп изменений со скоростью адаптации общества к ним. А диктатуры вечно пытаются за год выйти в лидеры по выплавке чугуна и одновременно законсервировать общество, или даже развернуть общественное развитие вспять.

Возникает резонный вопрос - Если демократия это так просто, тогда почему вокруг еще не все демократии? Дело в том, что построение демократических институций неразрывно связано с изменениями, которые происходят у нас в головах. Если головы тормозят, получается застой. Когда спешат - революция.

В СССР у нас не было элементарных навыков жизни в свободном обществе. Демократию нам показывали, как сплошной обман, коррупцию и эксплуатацию бедных богатыми. Когда мы начали строить демократию, у нас получилось именно то, о чем предупреждали в СССР. И не могло получиться иначе.

Чтобы построить демократию, необходимо синхронизировать принятие демократических законов с изменениями в обществе. Чтобы быстрее построить, нужно не чаще менять законы, а заниматься просвещением и обучением граждан навыкам демократии. Это архисложно, но другого выхода нет.

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены