В 90-е я пришёл в "Яблоко" для участия в антивоенной кампании. Мы раздавали листовки, стояли в пикетах, которые в то время никому не приходило в голову запрещать, несмотря на критику государственной бойни в Чечне, где (по Чубайсу) "возрождалась российская армия".

Кроме того, для меня была важна и правозащитная линия "Яблока". С 2006 года проходили первые гей-прайды - и можно было ждать, что партия поддержит права человека и свободу собраний для ЛГБТ.

К сожалению, дальнейшие годы стали чередой разочарований. Партия участвовала в выборах разного уровня, укоренялась в системе, получала финансирование и привыкала к роли политического истеблишмента. Помню, молодые члены партии радостно разглядывали новенькие коробочки с первыми пейджерами, которые "под выборы" привёз к нам в город один из московских кандидатов (я так давно живу, что помню эти аппараты).

Но с каждым годом бюрократии в работе становилось всё больше, системность становилась основой партийного бытия, а залы для отчётно-выборных конференций - всё скучнее и солиднее. Бумажки, протоколы, ревизионные комиссии, партийная отчётность...

Да и лица менялись: типаж активиста-романтика вытеснялся образом партийного функционера - с галстуком и дипломатом. Я рисовал для них листовки и карикатуры, где бодрый "Григорий Победоносец" выметал поганой метлой - Ельцина с "семьёй", коммунистов и прочий шлак вроде русских нацистов.

Но постепенно выяснялось, что свобода собраний для "Яблока" - не приоритет, а 31-я статья конституции - не для всех. В 2008, кажется, году Явлинский заявил, что в его партии состоит "много православных, так что партия не может поддержать свободу собраний для "меньшинств".

ОГФ и "Солидарность" (не без внутренней борьбы) заняли другую позицию, поддержав права ЛГБТ, - и я попрощался с "Яблоком", с которым меня связывало множество личных симпатий. Членом "православной" партии Явлинского (без права на свободу собраний) я быть не хотел - и наши пути разошлись.

Годы спустя, процесс деградации виден особенно ясно. Уступка гомофобии и путинскому большинству, погоня за поддержкой "массового избирателя" - были началом конца.

Судьба Лукина, давшего партии букву "Л", да и многих "яблочников", включая путинских чиновников - Меня, Артемьева и депутата Мизулину - символична и позорна: от либеральной оппозиции до мракобесных столпов режима.

Врастание в политическую систему, которая всё более наращивала авторитарность, и измена либеральным ценностям - не могли закончиться иначе.

"Яблоко" - печальный пример того, как системная партия (выбравшая путь государственной шестерёнки) неуклонно деградировала вместе с загнивающей системой. Став частью мафиозного государства, партия не могла оказать ему сопротивления, имитируя оппозиционную деятельность. В мире путинских декораций "Яблоко" заняло почётное место чучела либеральной оппозиции.

И когда в стране возникла не-системная, реальная оппозиция Навального, когда она вышла на улицы и стала угрозой для власти, - системное "Яблоко" поспешило встать на защиту "стабильности".

Отсюда ненависть Явлинского к анти-системному Навальному, страх перед слиянием партийной "паствы" с уличным протестом - и буквально травля оппонента как "опасного" "нациста" - в статьях и интервью. Явлинский превратился в часть полицейского режима, решая его задачи. И уже не стесняется этого.

Напрасно Шлосберг призывает вспомнить о ГУЛАГе, если в Думе не будет "Яблока". Поздно спохватились: мы давно живём в бараке, а на нарах выборов не бывает. Не для того режим зачищал площадку, чтобы пустить оппонентов в парламент (даже ручных).

Поэтому надежды, что наезды на Навального станут ценой попадания в Думу, очень наивны. А для человека в возрасте Явлинского ещё и позорны. Либерал, который выбирает путь контракта с режимом ради думских кресел, не получает ни того, ни другого.

Будущее "Яблока" печально, его ждёт очевидный раскол в момент решающего кризиса. Условная фракция Шлосберга и уличных активистов рано или поздно разойдётся с "отцами-основателями", которые выбрали дорогу "улучшения системы изнутри", но в результате стали одной из её "скреп".

Не вызывает сомнений, что будущее - за уличным давлением на власть, которую поздно чинить. Её можно только демонтировать. Вместе с фейковыми "партиями", которые обеспечивали её легитимность и подпирали все эти гнилые конструкции.

Когда это будет - не знаю. Но точно уверен, что в России будущего мы о "Яблоке" не вспомним. Оно канет в Лету вместе с путинским режимом, на котором паразитировало долгие годы.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены