К тому моменту, когда в 1980 году академика Андрея Дмитриевича Сахарова выслали в город Горький за его выступление против вторжения СССР в Афганистан, он уже больше десяти лет был одним из признанных лидеров советского правозащитного движения. Это, впрочем, не противоречило тому, что у большинства жителей Советского Союза о нем было крайне расплывчатое представление.

Кто-то вообще ничего о нем не слышал, кто-то прочитал в августе 1973 года позорные письма академиков и писателей, опубликованные в газете "Правда" с нелепыми обвинениями в адрес выдающегося ученого и мыслителя. Кого-то на партийных занятиях под шумок убеждали, что он вовсе не Сахаров, а Сахарович или Цукерман — ну "и вы сами понимаете…"

Ссылка Сахарова тоже оказалась шоком лишь для узкого круга людей. Остальная страна жила своей жизнью — кто-то уворачивался от отправки в Афганистан, кто-то оплакивал погибших, смотрели по телевизору московскую олимпиаду и возмущались, что так мало стран приехало на наш праздник спорта и мира. Стояли в очередях, ругали местное начальство, зевали на собраниях.

Власти постарались изобразить "народное негодование" — поэтому какие-то людишки якобы вдруг узнавали Елену Боннер в поезде Москва-Горький, когда она ехала к мужу, и накидывались на нее с обвинениями. Кто-то из горьковчан, оказывается, страшно возмущался и что-то такое изображал перед домом Сахарова или во время "случайной" встречи на улице.

А так, в общем-то, всем было все равно. И казалось, что так он сгинет в ссылке — слава богу, что хоть побоялись Запада и в лагерь не бросили.

А потом наступила перестройка, и в квартире Сахарова в Горьком вдруг установили телефон, и ему позвонил Горбачев, и Сахаров вернулся. И дальше для кого-то он стал нравственным камертоном и вечным примером, а кто-то продолжал его поливать грязью и пытался устраивать его поношение на съезде народных депутатов. 

Сегодня приняты два — очередных — позорных решения. Окончательно "узаконено" (даже странно писать это слово) решение о ликвидации Мемориала — организации, хранителя исторической памяти. И одновременно Алексей Навальный после пародии на суд получил новый дикий срок в 9 лет. 

И полное ощущение, что всем все равно, что никто об этом и не думает на фоне разворачивающегося шабаша. Одни ликуют, радуясь, что Россия такая, оказывается, мощная держава и наконец, собравшись с силами, разгромит батальон "Азов". Другие ждут начала ядерной войны. Кто-то собирает чемоданы. Кто-то уже собрал. Кто-то бегает по магазинам в поисках сахара. Кто-то лихорадочно пытается найти лекарства.

Но где бы мы ни были, чем бы мы сейчас ни занимались, надо помнить, что без исторической памяти, реальной, а не фальшивой, мы не сможем жить. И не забывать о самопожертвовании Алексея Навального, который по-прежнему никого и ничего не боится. И пусть светлый образ Андрея Дмитриевича Сахарова будет для всех нас опорой в нынешнее темное время.
НЕТ ВОЙНЕ!

СВОБОДУ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫМ!

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены