В библиотеке СИЗО мне попалась книга Павлюченко Э.А. "В добровольном изгнании". Книга о женах и сестрах декабристов, которые последовали за осужденными в Сибирь. С тех событий прошло почти 200 лет. За это время условия содержания заключенных улучшились, но кое-что при императоре Николае I было лучше. 

Когда декабристов арестовали и поместили в Петропавловскую крепость, им полагалось одно свидание в неделю. Жены этим пользовались. Сейчас арестованным полагается не более двух свиданий в месяц при наличии разрешения следователя или суда, когда следствие закончено и дело передано в суд.  

После Петропавловской крепости заключенных распределяли по разным рудникам в Сибирь. Сколько свиданий полагалось там, в книге не написано. Но в поэме Некрасова Н.А. "Русские женщины" княгиня Волконская рыданиями уговорила часового впустить в шахту рудника. Через семь месяцев декабристов стали соединять в читинском остроге, опасались общего бунта по всей Восточной Сибири. Там, в Чите, осужденным полагалось уже по два свидания в неделю. Сейчас в колониях краткосрочные свидания разрешены раз в три месяца. 

На четвертом году заключения, после снятия с узников кандалы, комендант Лепарский С.Р. стал разрешать декабристам выходить из тюрьмы под конвоем. Мужья начали каждый день навещать жен. Потом и другими заключенным стали разрешали ходить в дом к женатым по записке дамы, просившей коменданта под каким-нибудь предлогом встречи. 

Летом в 1830 г. почти достроили Петровский завод для плавки железа. Декабристов из Читы перевезли туда. В конце сентября этого же года женам уже разрешили жить в казарме вместе с мужьями. Родственники осужденных тоже просили о свиданиях. Николай I разрешил поехать в Сибирь, но с условием, что они не вернутся в Россию.
В январе 1832 г. женам разрешили ежедневно видеться с мужьями у себя дома, а не жить в казармах. Затем мужчины каждый день по несколько человек начали выходить из тюрьмы в том же порядке, что и в Чите. 

Я никого не убивала, ни к чему не призывала, восстаний и переворотов не устраивала. Однако уже десятый месяц следователь Видюков Р.А. не разрешает мне свидания и даже телефонных звонков ни моему мужу, ни пожилым родителям. 

На сегодняшний день я отправила Видюкову 49 ходатайств в общей сложности на 140 звонков моим родственникам. На эти 49 ходатайств я получила 3 необоснованных отказа. На запросы мужа и родителей о свидании никаких ответов не поступило. В апреле я обжаловала первый письменный отказ следователя на звонки в Басманном суде. Сейчас август. Заседание все еще не назначено, хотя по закону это делается в течении 5 дней.

Напоследок процитирую слова Смирнова А.Ф., редактора вышеупомянутой книги: "Поскольку самодержец очень любил лицедействовать и представлялся примерным семьянином, то всем, кто сочувствовал осужденным, открывалась законная возможность по-семейному помогать ссыльным, просить за них и даже следовать за ними."

Путин не может похвастаться тем, что он  примерный семьянин, но в части пропаганды семейных ценностей ему равных нет. Только, похоже это тоже ложь и лицемерие. 

Помогите мне созвониться и встретиться с семьей —  распространите этот пост.

Лилия Чанышева

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены