С начала наступления ВСУ на Запорожском фронте 8 июня прошло уже 11 дней и есть ощущение, что первый этап пройден, поэтому можно подвести короткие итоги. Для начала пройдемся по фактическим результатам, а затем попробуем сделать выводы и прогнозы.
Украинские войска освободили больше 100 квадратных километров территории и 8 населенных пунктов: Новодаровку, Левадное, Сторожевое, Макаровку, Благодатное, Лобковое, Нескучное и Пятихатки.
В двух местах — в районе Каменского и Большой (Великой) Новоселки ВСУ удалось вклиниться в первую линию обороны российской армии. А вот в районах Работино (направление на Токмак) и Новопокровки (на Пологи) заметного продвижения нет.
Обе стороны понесли существенные потери в технике. Российская армия потеряла несколько артиллерийских установок и РЗСО, а также систем ПВО. Части ВСУ потеряли в районе 10% от поставленной новой бронетехники, а именно: 5 танков Leopard 2 модификаций A4 и A6 (поставлено 60), не меньше двух машин AMX-10RC (поставлено 40) и 18 M2A2 Bradley (поставлено 124 штуки).
Разбитая бронетанковая колонна ВСУ
Кроме того украинцы потеряли заметное число советской бронетехники и бронемашин вроде MaxxPro и других. А также, что весьма чувствительно — 3 танка для разминирования Leopard 2R, один Wisent 1 и несколько других. Все это говорит о том, что мы увидели именно первый этап контрнаступления, а не какие-то подготовительные удары с целью разведки.
Минные тральщики очень глубоко зарываются в рыхлую землю
Сами атаки проводились небольшими группами уровня батальон — рота. Где-то было больше техники, где-то больше пехоты. ВСУ гибко выстраивали свои штурмовые группы используя разный подход.
Главными сложностями для украинского наступления стали:
- Плотные и возможно хаотичные минные поля
- Рыхлая почва
- Плотный огонь российской артиллерии
- Активное использование беспилотников российской армией
- Работа российской РЭБ (под вопросом)
- Превосходство ВКС России в воздухе
Ни одна из этих сложностей не была неожиданной для ВСУ и они могли лишь частично их компенсировать. Еще одна трудность — достаточно слаженные действия российских частей в обороне. Должно находясь на фронте, они успели выстроить адекватные связи друг с другом и освоиться на месте. Что позволило обороняться без паники и крупных ошибок.
ВСУ столкнулись с мощным сопротивлением и все эти 11 дней шли тяжелые бои с разной интенсивностью. Действительно серьезное поражение потерпела только одна украинская колонна, которая потеряла "Леопарды" и "Брэдли" на пути к Работино утром 8 июня. В остальном никаких "разгромов" о которых регулярно сообщали российские "Z-военкоры" мы не увидели.
На первом этапе ВСУ задействовали большое количество подразделений в этих атаках — 5 механизированных бригад, одну моторизованную и одну танковую, а также в районе десяти пехотных бригад. Однако они не вступали в бой целиком. Аналитики сходятся во мнении, что было задействовано от 1/4 до 1/3 всех сил, подготовленных для контрнаступления. Они понесли потери, но не были уничтожены и продолжают воевать, как например 47 и 65 механизированные бригады на Ореховском направлении.
Стратегическая схема Ukraine Conflict Monitor и аналитика Конрада Музыки
Российские войска в ходе обороны не перебрасывали на Запорожский фронт большое количество новых сил. Проскакивала информация об отправке частей с левого берега Днепра к месту ведения боев. Но пока по открытой информации обороняются одни и те же — 429, 291, 70 и 71 мотострелковые полки, 177 полк морской пехоты, 60 бригада морской пехоты. Все это время у них нет заметной ротации.
Стратегическая схема Ukraine Conflict Monitor и аналитика Конрада Музыки
Бои все еще не перешли в зону обороны с подготовленными позициями — так называемой "линии Суровикина". Поэтому эффективность бетонных пирамидок, траншей и минных полей там определить сложно. В теории эта линия остается в запасе у российских частей для первого отступления.
Для атак по украинской технике российская авиация активно использует штурмовые вертолеты Ка-52, а пехота — беспилотники-камикадзе "Ланцет" и FPV-дроны. Они не всегда наносят серьезные повреждения, но способны вывести танки из боя на некоторое время.
Ка-52 с ПТРК "Вихрь"
Выводы по первому этапу наступления
ВСУ применяют тактику постепенного изматывания и продавливания обороны противника регулярными атаками небольших отрядов под прикрытием танков, БМП и бронемашин. Вместо того, чтобы сразу послать большие силы и попытаться задавить количеством (и понести большие потери), они расковыривают российские позиции.
Заставляют тратить много боеприпасов на отражение атак и раскрывать положение артиллерии. Поняв, что минные поля слишком плотные, а земля вязкая, украинские войска сместили акцент в пользу пехоты и заодно усилили разминирование. В свою очередь российские военные пытаются восстанавливать минные поля с помощью систем дистанционного минирования УМЗ и "Земледелие".
Заметно, что сильнее всего ВСУ смогли продвинуться через цепочку населенных пунктов в районе Большой (Великой) Новоселки. Там можно было продвигаться не выходя на открытое пространство и мин вероятно там тоже поменьше, чем на полях у Работино.
Плотная цепь сел сыграла на руку ВСУ — они смогли освободить одно за другим, не выходя на открытое пространство
Украинская ПВО действует относительно слабо — видимо подтягивать дальнобойные комплексы ближе к фронту они не рискуют. А вертолеты и самолеты атакуют цели с большой дистанции в 7-8 километров, вне зоны доступа ПЗРК.
Системы HIMARS используются ВСУ только для точечных ударов по важным целям, например САУ. Не думаю что речь о дефиците ракет — скорее заряды берегут для момента после прорыва. Тогда можно будет передвинуть HIMARS поближе и ударить по важным складам и базам, а также отступающим войскам.
Российские войска в целом выдержали первый этап украинского наступления и оборона не рухнула нигде. Однако неясно — какой ценой. Уже поступают сообщения о значительных потерях в живой силе, подозреваю что расход артиллерийских боеприпасов тоже велик. Есть и посты с просьбами срочно пожертвовать деньги на беспилотники. Учитывая уничтожение огромного склада в Рыково — это на железной дороге из Крыма к Мелитополю, дефицит снарядов скоро может проявить себя.
При этом потери на первом этапе у ВСУ пусть и заметные, но не критические. В общей сумме по технике вероятно меньше 10%, что меньше ожидаемого при наступлении. Хотя конечно, сейчас оценивать их пока рано. Однако многие силы еще не введены в бой. Мы не видели ни БМП Marder, ни Striker, шведские CV-90 тоже только едут, как и танки Challenger 2. И дело не в том что это какие-то непобедимые машины. Просто те подразделения, которые ими вооружены пока удары не наносили. А значит остаются свежими и готовыми к бою.
Что же дальше?
Предполагаю, в ближайшее время мы вновь увидим атаки небольшими группами и артиллерийские обстрелы российских позиций. С целью ослабить обороняющихся настолько, чтобы они уже не могли выдержать массированный штурм. Наметились три направления: на Васильевку, на Токмак и на Старомлыновку. Кроме того, остаются в запасе районы Гуляйполя и Угледара, где тоже были небольшие атаки ВСУ.
Синие стрелки — удары ВСУ, синие линии — изменения фронта. Голубой пунктир — фактические зоны активных боевых действий. Синие пунктирные стрелки — вероятные удары ВСУ после прорыва первой линии обороны
Похоже что российская армия пытается обороняться только наличными силами, не перестраиваясь глобально. Это может быть ошибкой. Рано или поздно подразделения критически устанут и потеряют много солдат и техники. Если их вовремя не заменить, то даже линии укреплений не спасут. Я подозреваю, что именно на это надеятся украинские генералы и это более чем возможно. Тем более что больших резервов у Герасимова нет.
Днепр мелеет быстрее, чем все ожидали, а значит часть войск придется держать на берегу в любом случае. Даже если никаких попыток высадки с украинской стороны не будет. Несмотря на тяжелые бои, стратегически положение Запорожского фронта остается сложным для российской армии.
ВСУ не получили значительных результатов по ходу первого этапа наступления. Однако и потеряли не настолько много, как пытаются представить пропаганда и Путин лично. Да, быстрого прорыва не получилось, но при таком напряжении сил российская оборона в какой-то момент может треснуть, как тонкая яичная скорлупа. И дальше все посыпется, а продвижение ВСУ пойдет значительно быстрее. Посмотрим.
! Орфография и стилистика автора сохранены