Визит Нарендры Моди в США свидетельствует о том, что Индия, оставаясь членом БРИКС (благо членство в этой организации не связано с союзническими обязательствами), выстраивает отношения с американцами как противовес влиянию Китая. С ним у Индии отношения складываются непросто еще с 1950-х годов. Набор проблем — от пограничных до связанных с особыми отношениями Китая и Пакистана — сохраняется и в настоящее время, несмотря на наличие общих интересов (которые и привели Индию и в БРИКС, и в ШОС). Причем чем больше Китай будет продвигать идею биполярного мира, тем более настороженной будет Индия, которая хотела бы быть равным Китаю мировым игроком.

США, в свою очередь, "ухаживают" за Индией и поэтому воздерживаются от демонстративного давления на нее в связи с ее экономическим сотрудничеством с Россией. Тем более, что наращивая выгодные для себя покупки нефти у России, Индия платит за нее рупиями, которые не принадлежат к числу мировых валют. В условиях высокого профицита торгового баланса (Россия значительно больше поставляет в Индию, чем покупает у нее), накопление рупий Москве невыгодно — купить ей на них почти нечего, а выводу денег из Индии препятствует индийское законодательство.

Если обратиться к истории, то маневрирование Индии имеет прецеденты. Рассмотрим ситуацию 1977-1979 годов, когда Индийский национальный конгресс во главе с хорошо знакомой в СССР Индирой Ганди после поражения на выборах оказался в оппозиции, правительство возглавлял лидер коалиции "Джаната парти" Морарджи Десаи, а министром иностранных дел был глава Бхаратия джаната парти Атал Бихари Ваджпаи, будущий премьер (к этой партии принадлежит и Моди). Десаи за это время два раза съездил в Москву (а Индия получила советский кредит). Индия приняла решение закупить у СССР новые танки, эсминцы и вертолеты, но при этом у Великобритании — боевые самолеты. Президент США Джимми Картер посетил Индию, а Десаи совершил ответный визит в Вашингтон. Ваджпаи начал визит в Китай с целью выстраивания отношений, но прервал его из-за начала китайско-вьетнамского вооруженного конфликта (потепление в отношениях между Пекином и Дели началось много позже).

В России до сих пор с ностальгией вспоминают времена демонстративной дружбы Москвы и Дели при Индире Ганди (но при этом нечасто упоминают, что эта дружба была оборотной стороной конфликтных отношений СССР с Китаем). Некоторое время было модно рассуждать об оси "Москва-Пекин-Дели", хотя такая конструкция — кстати, даже географически не напоминающая ось — была только в мечтах. На самом деле Индия предельно прагматична — сентиментальности в мировой политике вообще очень мало.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены