Генеральная прокуратура РФ.
Центральная избирательная комиссия РФ.
Председателю ЦК КПРФ Зюганову Г.А.
Прокуратура РБ.
Центральная избирательная комиссия РБ.

ЖАЛОБА

на нарушение законодательства о выборах в Республике Башкортостан

2 марта 2008 года в ходе голосования наблюдателями, членами избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса были выявлены следующие нарушения законодательства о выборах:

В Миякинском районе РБ за несколько дней до дня голосования проводилось досрочное голосование.

В 08:50 Калининский ТИК ГО г. Уфы не допускают к работе члена с правом совещательного голоса по причине отсутствия в паспорте регистрации.

В 08:55 в Участковых избирательных комиссиях Аургазинского района РБ не допускается к работе наблюдатель по причине наличия в направлении наблюдателя от политической партии факсимиле, а не собственноручной подписи, в то время как в соответствии с действующим законодательством (ч. 7 ст. 36 Кодекса РБ "О выборах") в направлении обязательно лишь наличие печати политической партии.

Утром до открытия избирательного участка в Давлекановском районе РБ в УИК № 1761 в урнах для голосования наблюдателями обнаружены заполненные бюллетени: 100 бюллетеней за кандидата в президенты РФ Медведева Д.А. и 100 бюллетеней за кандидата в депутаты Бакирова.

В Янаульском районе в УИК № 3525 в 07:00 утра началось досрочное голосование, что является противозаконным. В Ленинском районе ГО г. Уфы в УИК № 190 без каких-либо оснований не допущен к работе наблюдатель.

На участках № 52, 53 Калининского района ГО г. Уфы от наблюдателей требуют располагаться в месте, не предоставляющем возможности визуально наблюдать за стационарными урнами, и запрещают наблюдателям изменять место расположения.

В г. Стерлитамак в 10:00 объявлено о выходе с переносными урнами для проведения голосования вне помещения для голосования, в то время как по действующему законодательству это запрещено до 16:00 местного времени.

В Кировском районе ГО г. Уфы в УИК № 156, располагающегося на территории Госпиталя ветеранов не допускают к работе наблюдателей, указывая на карантин на участке. В УИК голосование за избирателей (больных госпиталя) осуществляют сотрудники госпиталя. Члена с правом решающего голоса УИК от КПРФ не допускают к работе со списками, препятствуют работе различными угрозами.

В Кировском районе ГО г. Уфы в УИК № 93, 94 располагающегося на территории Башкирского государственного университета, выносные урны находятся вне поле зрения наблюдателей, членов с правом решающего голоса. В помещении для голосования находился посторонний человек, который отмечал по списку студентов и заставлял расписываться в них. По поступившим жалобам на противозаконность указанных действий данного лица, дежурившие на УИК сотрудники милиции сообщили в РОВД, после чего указанное лицо было задержано. Однако его доставление в РОВД и задержание не подтверждено.

В УИК № 110 и 116 Кировского района ГО Г. Уфы наблюдателей в принудительном порядке разместили в 50 метрах от урн для голосования и запрещают менять место расположения. В УИК № 214 Кировского района ГО Г. Уфы избирателям выдают уже заполненные бюллетени.

В УИК № 91 и 107 Кировского района ГО Г. Уфы на момент начала голосования списки избирателей не прошиты и не пронумерованы.

В УИК № 149 Кировского района ГО Г. Уфы урны для голосования понесли по корпусам больницы, наблюдателей к сопровождению не допустили.

В УИК 587, 588 ГО г. Салавата по состоянию на 10:30 осуществлен выезд с переносной урной для голосования.

В УИК № 105 Кировского района ГО Г. Уфы приехал Проректор Башкирского государственного аграрного университета и оказывает давление на наблюдателя с требованиями удалиться из УИК под угрозой отчисления наблюдателя из учебного заведения.

В УИК № 105 Кировского района ГО Г. Уфы комиссия составляет акт об отстранении наблюдателя на основании того, что наблюдатель помогал избирателю составить жалобу о нарушении прав избирателя. Наблюдатели не вправе выдавать избирателям бюллетени, расписываться за них в списках избирателей, заполнять за избирателя бюллетень, однако законом не запрещено помогать избирателям по иным вопросам.

В УИК № 93 Кировского района ГО г. Уфы РБ перед началом голосования председателем УИК не были погашены открепительные удостоверения. Участковой избирательной комиссией № 93 было получено от Территориальной избирательной комиссии Кировского района ГО г. Уфы РБ 30 открепительных удостоверений. Согласно спискам, избирателям было выдано 21 открепительное удостоверение, а погашено лишь 8 открепительных удостоверений. Не ясным остается нахождение еще одного открепительного удостоверения.

В УИК № 93 Кировского района ГО г. Уфы РБ дополнительный список не нумеруется, по открепительным удостоверениям выдаются бюллетени для выборов президента РФ, депутатов Государственного собрания - Курултая РБ (в том числе и по одномандатным округам), депутатов Совета городского округа ГО г.Уфы по одномандатным округам.

В УИК № 94 Кировского района ГО г. Уфы РБ дополнительный список не нумеруется.

В УИК № 144 и 145 Кировского района ГО г. Уфы РБ избирателям отказывают в выдаче бюллетеней по открепительным удостоверениям по выборам депутатов Государственного собрания – Курултая республики Башкортостан по партийным спискам.

В УИК № 586 ГО г.Салавата давление на члена комиссии с правом совещательного голоса посредством составления акта о якобы совершенном им нарушении избирательного законодательства. Акт составлен членом ТИК ГО г.Салават.

Системный характер приобрел недопуск журналистов на избирательные участки:

В 8:40 в Благовещенском районе РБ, в Уфимском районе РБ, в Октябрьском районе ГО г. Уфы, РБ в Калининском районе ГО г. Уфы РБ журналистов не допускают к работе в участковых избирательных комиссиях. В большинстве УИК Калининского района ГО г. Уфы РБ внештатных корреспондентов, предъявивших председателям УИК удостоверения, выданные редакцией зарегистрированного в надлежащем порядке средства массовой информации, принудительно, с применением физической силы удаляют из помещения для голосования, при этом безосновательно указывая на отсутствие у корреспондента направления и не взирая на доводы корреспондентов о том, что направления необходимы лишь наблюдателям.

В УИК № 227 Октябрьского района ГО Г. Уфы наблюдателю запрещается под угрозой удаления пользоваться видеокамерой. Мотивировка следующая:

Газета "Коммунист Башкортостана" не аккредитована при Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, право освещать избирательную кампанию ей не предоставлено; Внештатные корреспонденты - это не представители средств массовой информации, поскольку эта деятельность не является для них основной;

Представленное редакционное удостоверение не содержит такого обязательного реквизита документа, как печать. Данный отказ является незаконным и нарушает избирательные права, так как:

В силу ч.1 ст.30 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон), представители средств массовой обладают правом присутствия при работе комиссии с избирательными документами, на заседаниях комиссии, при подсчете голосов. Согласно абз.52 ст.2 Закона, представитель средства массовой информации - лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации. При этом, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (абз.46 ч.2 Закона).

Таким образом, Закон не требует аккредитации представителя средства массовой информации, для реализации его полномочий достаточно редакционного удостоверения. Печать на редакционном удостоверении не могла быть проставлена, поскольку редакция газеты "Коммунист Башкортостана" не является юридическим лицом, что допускается Федеральным законом "О средствах массовой информации" (далее – ФЗ "О СМИ").

Изложенное представляет собой умаление прав журналиста, гарантированных ст. 1 ФЗ "О СМИ": в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц (ст.38 ФЗ "О СМИ"). Содействовать в реализации ими этого права призваны журналисты.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции (ст39 ФЗ "О СМИ").

Ст.47 ФЗ "О СМИ" журналистам предоставлено право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственный органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Профессиональный статус журналиста, установленный ФЗ "О СМИ", распространяется на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции (ст.52 ФЗ "О СМИ").

Кроме того, отмечаю, что избирательная комиссия, при сомнениях в статусе субъекта избирательного процесса, вправе реализовать полномочия по проверке предоставленных сведений в порядке ч.5ст.20 Закона. Это не означает, что она по своему усмотрению может чинить препятствия до получения официальной информации.

Нарушения прав журналиста, установленных ФЗ "О СМИ", влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.58 ФЗ "О СМИ").

Ст.61 ФЗ "О СМИ" установлено, что в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации либо несоблюдение должностными лицами, работниками пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений требований статьи 40 ФЗ "О СМИ" могут быть обжалованы в суд. Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязанности устранить допущенное нарушение.

На основании ч.1 ст.75 Закона, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суде.

В отношении видеосъемки ЦИК РБ занял принципиальную позицию, заключающуюся в том, что журналистам будет позволено снять краткий сюжет, после чего они должны быть удалены с избирательного участка.

Сообщая об изложенном, прошу принять срочные меры по пресечению нарушений и устранению их последствий. В противном случае нарушения могут поставить под сомнение достоверность итогов голосования.

Афонин Ю.В.
Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания РФ

Сайт КПРФ, 02.03.08